Политический переходный процесс в Ираке: доклад миссии по установлению фактов, страница 26

62. Чтобы быстро осуществить избирательный оперативный план, существенно важно выявить ресурсы, к которым имеется беспрепятственный доступ. Хотя несколько видов деятельности в рамках выборов могут проводиться параллельно, в этом процессе имеются также трудно преодолимые препятствия, которые необходимо устранить до начала процесса. Для обеспечения плавного перехода от одного этапа выборов к другому необходимы предварительные закупки, набор и подготовка персонала и развитие инфраструктуры, с тем чтобы операция могла быть проведена при минимуме проблем. Это чрезвычайно важно в переходный период, когда трудности с материально-техническим снабжением могут восприниматься в качестве политических маневров, что подрывает доверие к избирательному учреждению. Кроме того, как правило, для проведения первых выборов в переходный период требуются значительные капиталовложения, особенно когда речь идет о расходах на инфраструктуру, обеспечение безопасности и о новом списке избирателей. Однако после первых выборов следующие выборы обходятся значительно дешевле.

D. Сроки проведения выборов

Оперативные потребности

63. Разумеется, что график выборов будет зависеть от того, какой способ будет выбран: выборы на основе единого (национального) округа с использованием системы пропорционального представительства и партийных списков будет легче (и быстрее) организовать, чем выборы с использованием системы «первого пришедшего к финишу» с большим числом одномандатных округов. Вопрос о списке избирателей является деликатным, и от того, какой способ будет выбран для составления пользующегося доверием списка избирателей, будет зависеть продолжительность процесса.

64. Что касается составления заслуживающего доверия списка избирателей, то можно испробовать ряд различных вариантов: традиционно в Ираке списки избирателей составлялись на основе результатов переписи населения. На данном этапе этот вариант не является практически целесообразным, поскольку для проведения полной переписи населения, по оценкам, потребуется до пяти лет, включая подготовительное время. Кроме того, порядок прикрепления к избирательным участкам при этом варианте создает серьезные проблемы. Существует два других варианта: либо целенаправленная кампания по регистрации избирателей (наиболее надежный способ), либо составление списка избирателей на основе существующих баз данных (например, база данных о системе государственного распределения — «карточной системе»). Вместе с тем, важно отметить, что в обоих случаях, особенно в последнем, неизбежен период общественного подтверждения подлинности, т.е. период, когда первоначальные данные демонстрируются общественности и корректируются по мере необходимости.

65. Однако, как упоминалось ранее, составление списка избирателей является лишь одним из необходимых видов деятельности для подготовки к внушающим доверие выборам. В число других этапов подготовки процесса входят, в частности, определение всех избирательных процедур и подготовка необходимых процедурных руководств, регистрация политических партий и/или кандидатов, выработка постановления, определяющего порядок финансирования политической деятельности, выработка постановления, касающегося проведения избирательных кампаний, аккредитация наблюдателей за выборами, начало осуществления инициатив в области общественной информации и просвещения избирателей, приобретение и подборка избирательных материалов (для различных избирательных операций), составление карты и выбор мест расположения избирательных участков и постановка задач, а также материально-техническая подготовка к проведению голосования, подсчету голосов и подведению итогов. Коме того, если будет принято решение о том, чтобы разрешить находящимся за рубежом иракцам регистрироваться и голосовать, то необходимо будет разработать и осуществить план для такого варианта.