Политический переходный процесс в Ираке: доклад миссии по установлению фактов, страница 10

45. Сказав это, они признавали, что они сами находятся перед весьма серьезной дилеммой. Иракцы, входящие и не входящие в Руководящий совет, как представляется, согласны с тем, что в идеале иракский суверенитет должен быть передан избранному демократическим путем правительству. Однако многие признавали те угрозы, на которые указывала им наша миссия и которые касаются преждевременно проводимых выборов; по мнению миссии, как только будут согласованы правовые рамки, для подготовки заслуживающих доверия выборов в Ираке потребуется по меньшей мере восемь месяцев.

46. Таким образом, нельзя сохранить в качестве крайнего срока 30 июня 2004 года одновременно с обеспечением того, чтобы суверенитет с самого начала был передан избранному демократическим путем правительству.

47. В этой связи, как представляется, формируется консенсус в отношении того, что к 30 июня 2004 года необходимо будет сформировать временное правительство с помощью какого-то иного механизма, чем прямые выборы. Хотя система проведения собраний, предусмотренная в Соглашении от 15 ноября, является одним из таких механизмов, она, по?видимому, не пользуется достаточной поддержкой среди иракцев, с тем чтобы оставаться и далее жизнеспособным вариантом. Необходимо будет добиться консенсуса в отношении другого механизма, опираясь на дискуссии, которые идут вплоть до сегодняшнего дня.

48. Независимо от того, какой механизм будет выбран для формирования временного правительства, должно иметься понимание насчет того, что он будет кратковременным и должен будет как можно скорее уступить место выбранному демократическим путем и зрелому правительству. Чтобы такое зрелое правительство было создано как можно скорее, подготовка к выборам должна начаться сейчас с выработки подлинного соглашения о правовых рамках для них.

49. В конечном счете сам народ Ирака должен принимать требующиеся решения по этим вопросам, а затем осуществлять их. Он вполне способен делать это. Организация Объединенных Наций готова играть вспомогательную роль, оказывая помощь в содействии достижению политического консенсуса, а также предлагая технические консультации по вопросам выборов, если народ Ирака обратится к ней с такой просьбой, если Совет Безопасности даст Организации мандат на то, чтобы она играла эту роль, и если будут приняты надлежащие меры для обеспечения безопасности нашего персонала.

VII. Рекомендации

50. Ниже излагаются рекомендации настоящего доклада:

1. Как указано выше, в Ираке существует консенсус в отношении того, что выборы являются необходимым шагом в процессе установления демократического правления и реконструкции. Никто не сомневается в важности проведения выборов. Система собраний, как она существует сейчас, является непрактичной и не подменяет выборы.

2. Заслуживающие доверия выборы не могут быть проведены к 30 июня 2004 года. Необходима существенная подготовка. Выборы должны быть подготовлены как следует и должны проходить по возможности в наилучших условиях. Обсуждения, проведенные миссией как на политическом, так и на техническом уровнях, доказывают, что для подготовки потребуется по меньшей мере восемь месяцев после того, как будут установлены правовые и институциональные рамки.

3. Это означает, что между заинтересованными иракскими сторонами должно быть как можно скорее достигнуто соглашение о правовых рамках выборов, с тем чтобы можно было начать подготовку по различным оперативным методам, необходимым для проведения выборов.

4. Миссии было заявлено, что политическое соглашение о правовых рамках может быть достигнуто к маю 2004 года. В этом случае и при том понимании, что будут выполнены другие условия, выборы можно будет провести к концу 2004 года или вскоре после этого. Сразу же после достижения основных договоренностей необходимо установить и официально объявить точную дату проведения голосования, учитывающую конкретно установленные временные рамки.