Политический переходный процесс в Ираке: доклад миссии по установлению фактов, страница 19

31. Поскольку установленный срок 30 июня 2004 года не позволяет провести целенаправленную кампанию по регистрации избирателей, были рассмотрены и другие варианты. Представленное группой иракских ученых и экспертов предложение использовать базу данных по государственному распределению для подготовки списков избирателей было изучено самым тщательным образом. Вместе с тем многие считают, что данные системы карточного распределения не очень достоверны, особенно на юге, где эта система использовалась прежним режимом как средство общественной и социальной виктимизации. Кроме того, была представлена информация о реальных случаях, позволяющая говорить о том, что одной из серьезнейших проблем являются попытки обмануть систему. Хотя систему государственного распределения можно использовать в качестве основы для подготовки в будущем списка избирателей, миссия сочла, что провести требуемую консолидацию, очистку и выверку для подготовки вызывающего доверие списка избирателей до установленного срока 30 июня 2004 года технически невозможно.

Отказ от списков избирателей

32. Один из возможных вариантов, который широко не рассматривался, заключается в том, чтобы не использовать заранее подготовленный список избирателей. Список избирателей — это весьма полезный, но не всегда необходимый инструмент для планирования избирательной кампании. Так, в тех случаях, когда список избирателей не идеален, зачастую рекомендуют проводить голосование без него. Если бы было принято решение о проведении выборов до передачи власти 30 июня 2004 года, то этому варианту следовало бы отдать предпочтение. В этом случае иракцы, имеющие право участвовать в выборах, могли бы проголосовать на любом участке на территории страны, предъявив один из нескольких документов, подтверждающих их личность и право участвовать в выборах, что не требовало бы заблаговременного составления списков избирателей. Такой вариант создает возможность для регистрации избирателей по мере их прихода на избирательный участок (таким образом, можно составить список для последующего контроля и последующего использования в качестве основы при проведении будущих выборов). Однако это существенно осложнит работу в день выборов.

33. Вместе с тем принятие решения о проведении выборов без списка избирателей неизбежно повлияет на характер некоторых избирательных процедур: в этом случае представителей Переходной национальной ассамблеи придется избирать по общенациональному списку и по спискам политических партий. Как показывают переговоры с участниками политической жизни, такой вариант представляется нецелесообразным. Соответственно, политическая жизнеспособность этой модели весьма низка. Кроме того, проведение выборов в отсутствие списка избирателей, вероятно, породит ряд проблем в отношении доверия к их результатам, поскольку иракцы привыкли к спискам избирателей и будут считать, что выборы, проведенные без списков избирателей, являются выборами «более низкого качества». Таким образом, проведение выборов представительного органа в Ираке на данном этапе нельзя, по?видимому, считать ни реалистичным, ни практически возможным вариантом.

C. Оценка: прочие соображения

34. Главный технический аспект предложения касается подготовки списка избирателей. Однако это лишь один (хотя и очень важный) шаг на пути подготовки выборов. Для подготовки вызывающих доверие выборов необходимо произвести еще целый ряд операций. В предложении, представленном иракскими учеными и государственными служащими, затрагиваются (хотя и вскользь) и другие оперативные аспекты подготовки к выборам: в нем говорится о разработке макета и выпуске бюллетеней, порядке территориального прикрепления избирателей и оценке расходов на одного избирателя.