Министерство образования Российской Федерации
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
государственный ПОЛИтехнический университет
Ю. В. Галышев Л. Е. Магидович В. В. Румянцев
АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
УСТАНОВОК С ДВС
Учебное пособие
Санкт-Петербург
Издательство СПбГПУ
2002
Министерство образования Российской Федерации
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
государственный ПОЛИтехнический университет
Ю. В. Галышев Л. Е. Магидович В. В. Румянцев
АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
УСТАНОВОК С ДВС
Учебное пособие
Санкт-Петербург
Издательство СПбГПУ
2002
УДК 621.43 (075.8)
Г а л ы ш е в Ю. В., М а г и д о в и ч Л. Е., Р у м я н ц е в В. В. Автоматизация управления установок с ДВС: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2002. 122 с.
Пособие соответствует государственному образовательному стандарту дисциплины "Автоматизация управления установок с ДВС" специальности инженерной подготовки 101200 "Двигатели внутреннего сгорания".
Изложены принципы действия основных видов автоматических устройств в ДВС, вопросы статики и динамики систем автоматического регулирования скорости ДВС и систем охлаждения установок с двигателями, рассмотрены системы комплексной автоматизации установок с ДВС.
Предназначено для студентов 5 курса энергомашиностроительного факультета, изучающих дисциплину "Автоматизация управления установок с ДВС" в рамках инженерной подготовки.
Ил. 88. Библиогр.: 6 назв.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.
Ó Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2002
При изучении курса
"Автоматизация установок с ДВС" рассматриваются основные устройства и
системы автоматизации процессов управления, которые применяются в ДВС, и в
установках на базе ДВС (судовых, стационарных
и пр.). Проектирование и производство средств автоматизации является в большой
степени самостоятельной отраслью и требует значительных специальных знаний,
которые, естественно, не могут быть полностью даны в столь ограниченном по
объему курсе. Поэтому основное назначение данного курса и предлагаемого пособия
– дать хотя бы минимальные знания, которые позволят в дальнейшем ясно
представлять, какие требования конструктор-двигателист может и должен
предъявлять к разработчикам автоматики, понимать принципы действия основных
видов автоматических устройств и то, как их работа влияет на параметры и
характеристики двигателя и его систем.
Современная техника не мыслится без самой широкой автоматизации.
Двигатель внутреннего сгорания, появившийся сравнительно поздно, изначально был
снабжен некоторыми автоматическими устройствами.
К примеру, вряд ли кто задумывается о том, что система газораспределения также,
по строгому определению, является автоматическим устройством, работающим по
принципу прямого управления с заданным алгоритмом.
В первых паровых машинах клапаны подачи и отвода пара управлялись вручную. К
моменту появления ДВС паровые машины уже снабжались парораспределительным
механизмом, и аналогичная система, войдя в ДВС как конструктивный элемент, не
воспринимается как элемент автоматики. Аналогично тому, как паровые машины
издавна снабжались автоматическими регуляторами скорости, дизельные двигатели
изначально снабжались предельным регулятором, который, как мы увидим в
дальнейшем, действительно необходим для их надежной работы.
За последние десятилетия автоматизация установок с ДВС шагнула далеко вперед, перейдя от отдельных автоматических устройств к комплексной автоматизации. Еще в конце 50-х годов серьезные научные журналы убеждали судовых механиков в том, что не обязательно своими глазами следить за состоянием подшипников – можно довериться приборам, контролирующим температуру и давление смазки. Сегодня, а точнее еще лет 30 назад, стали обычным делом полностью автоматизированные установки, работающие без всякого обслуживания и контроля под управлением автоматики. Дольше других "сопротивлялись" автоматизации автомобильные установки. Но теперь уже в серийном выпуске автомобили, имеющие комплексное автоматическое управление подачей топлива, газораспределением и системой наддува.
В системах автоматизации двигателей и установок с ДВС используются различные фундаментальные принципы управления, а также принципы действия – непрерывный и дискретный. Теоретические основы проектирования и исследования систем автоматизации изучались в курсе "Теория автоматического управления", поэтому в данном курсе такие понятия, как динамические звенья, структурные схемы, передаточные функции и способы их определения, устойчивость систем и критерии ее оценки, предполагаются известными и будут использоваться далее без дополнительных пояснений.
1. ЗНАЧЕНИЕ АВТОМАТИЗАЦИИ УСТАНОВОК С
ДВС.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.