Автоматизация управления установок с ДВС., страница 9

Подпись: Рис. 22. Механические измерители скорости с расположением пружины
соосно с муфтой (а) и воздействием на муфту через рычаг (б)

В схеме с постоянной предварительной затяжкой пружины (рис. 23) переход от одного скоростного режима к другому осуществляется перемещением точки опоры промежуточного рычага. Например, для увеличения частоты вращения рычаг перемещается из исходного положения 1 в положение 2. При этом при неизменном положении грузов и муфты измерителя скорости орган управления топливным насосом переходит в новое положение, соответствующее большей подаче. Увеличение крутящего момента приводит к повышению частоты вращения вала двигателя, росту центробежной силы грузов измерителя скорости и постепенному возвращению подачи топлива на исходный уровень. Рычаг занимает положение 3, при котором новое равновесие центробежной и восстанавливающей силы достигается при новом положении грузов, муфты и соответственно при увеличенном усилии пружины.


2.6. Статика центробежного измерителя скорости

Статическими, или равновесными, режимами называют такие режимы работы регулятора, при которых центробежная сила грузов уравновешена восстанавливающей силой, т.е. выполняется условие С = Е. В данном разделе рассматриваются условия такого равновесия.

Центробежная сила груза Рц определяется его массой m, радиусом вращения r и угловой скоростью вала регулятора wр. При количестве грузов iгр cуммарная центробежная сила

Рц  = iгр m r wр2.

Приведенную к муфте центробежную силу С определяем из условия равенства работ

С z = Рц Dr,

где Dr – радиальное перемещение груза, z – осевое перемещение муфты измерителя (рис. 24).

Отсюда

С = Рц(Dr/z)= Рц(y/r),

где y, r плечи приложения сил Рц и С.

Заменяя текущий радиус r на (rmin + Dr), записываем

Рц = iгр m(rmin + Dr)wр2.

Введем условное начальное значение осевой координаты

z0 = rmin (r/y),

Подпись: Рис. 24. Расчетная схема
измерителя скорости
где rmin – минимальный радиус вращения грузов.

Далее, учитывая все вышеприведен-ные соотношения координат, находим окончательно зависимость приведенной центробежной силы от перемещения муфты:

C = iгр m wр2 (z0 + z)(r/y)2.

Таким образом, приведенная центробежная сила представляет собой произведение некоторой функции перемещения муфты A(z) на квадрат угловой скорости

С(w, z)= А(z)wр2.

Функция А(z)в первом приближении может считаться линейной, если пренебречь изменением соотношения плеч при перемещении грузов.

Для измерителей с грузами в форме шариков, заключенных между плоской и конусной тарелками (рис. 25),

Dr/z = ctga,

где a – угол наклона образующей конусной тарелки.

В этом случае

A(z) = iгр m(z0 + z)ctg2a .

Подпись: Рис. 25. Угол наклона образующей конусной
тарелки измерителя
Графически зависимость центробежной силы от хода муфты изображается линиями (в первом приближении – прямыми) исходящими из точки (–z0, 0) (рис. 26). Наклон каждой линии зависит от угловой скорости.

Восстанавливающая сила Е,приведенная к муфте, определяется усилием пружины F и соотношением плеч по отношению к оси рычага, если пружина не соосна муфте    (рис. 27). Усилие пружины:

F = c ( fнач + Df ), где c - жесткость пружины, D f - де-формация пружины. Учитывая, что

Подпись: Рис. 26. Зависимость центробежной
силы от хода муфты
Df = z (l2 /l1),

из условия равенства работ E z = F Df  следует:

E = c[ fнач + z(l2 /l1)](l2 /l1) = Eнач + cпр z, где cпрприведенная к муфте жесткость пружины, cпр = с(l2 /l12).

Подпись: Рис. 27. Расчетная схема для определения приведенной к муфте
восстанавливающей силы
Подпись: Рис. 28. Зависимости центро-бежных и восстанавливающей
сил
Таким образом, графически функция E(z) представляет собой прямую линию, наклон которой определяется приведенной жест-костью пружины, а положение по вертикали – начальным значением восстанавливающей силы (рис. 28). Совмещая графики E(z) и C(w, z), можно найти точку равновесия, которая определяет равновесное положение муфты zри соответ-ствующую ему равновесную угловую скорость wр. Пересечение линии восстанавливающей силы с граница-ми перемещения муфты измерителя определяет нижнюю и верхнюю границы угловой скорости, под-держиваемые регулятором при данном начальном значении вос-станавливающей силы. По этим предельным значениям определяется степень неравномерности измерителя, которая является важнейшим показателем статики и динамики регулятора скорости:

d = (wmax – wmin)/wср = 2(wmax – wmin)/(wmax + wmin)