Объектом регулирования является совокупность двигателя и приводимого им агрегата (генератора, судовой пропульсивной системы, транспортного средства). Статической характеристикой объекта является зависимость параметров подвода и отвода от управляемого параметра, в данном случае – зависимости эффективного момента двигателя Мдви момента сопротивления на валу двигателя Мс от частоты вращения w (рис. 2).
Форма характеристик подвода и отвода зависит от типа двигателя и вида приводимого агрегата. Поскольку возможны различные комбинации двигателя и агрегата, целесообразно рассмотреть характеристики двигателей и агрегатов по отдельности.
1. Скоростные характеристики двигателей с искровым зажиганием. Из определения характеристик подвода очевидно, что они идентичны в данном случае скоростным характеристикам двигателя. Для двигателей с принудительным воспламенением основным фактором, определяющим зависимость крутящего момента Ме от скорости вращения w, является коэффициент наполнения hv:
Как известно из теории ДВС,
коэффициент избытка воздуха a и индикаторный КПД hi двигателей с принудительным воспламенением изменяются в
сравнительно узком диапазоне. Коэффициент наполнения определяется преимущественно
потерями давления во впускной системе, возрастающими, грубо говоря,
пропорционально квадрату скорости воздуха. Одновременно растут и насосные
потери, которые включаются в состав механических потерь Мт. С
другой стороны, потери на впуске значительно возрастают по мере прикрытия
дросселя, т.е. на частичных нагрузках.
В совокупности эти факторы предопределяют падение крутящего момента
двигателей с принудительным воспламенением по мере увеличения частоты вращения,
причем эта тенденция усиливается при переходе с режимов полной нагрузки на
частичные (рис. 3, а).
2. Скоростные характеристики
дизелей. В дизеле крутящий момент определяется
преимущественно цикловой подачей топлива gц
Изменение последней в зависимости от частоты вращения определяется,
применительно к наиболее распространенным топливным насосам золотникового типа,
тремя факторами: дросселированием топлива во впускных и отсечных каналах,
утечками по зазорам прецизионных пар и сжимаемостью топлива в полостях высокого
давления. Два первых фактора вызывают увеличение цикловой подачи с ростом
частоты вращения, причем их влияние усиливается с уменьшением подачи.
Сжимаемость, напротив, снижает подачу с увеличением давления впрыска, т.е. с
ростом частоты вращения. Влияние этого фактора уменьшается при снижении
величины подачи. В совокупности действие всех трех факторов приводит к тому,
что на режимах максимальной подачи кривая момента имеет небольшой максимум, а
по мере снижения нагрузки приобретает все более явно выраженный нарастающий
характер
(рис. 3, б).
3. Характеристики потребителей. Типичными потребителями мощности ДВС являются судовые пропульсивные системы, электрогенераторы и колесный привод транспортных средств.
а) Привод винта
Нагрузка на валу судового
двигателя с непосредственным приводом винта представляет собой так называемую
винтовую характеристику с квадратичной зависимостью момента от скорости
вращения винта. Суда водоизмещающего типа с винтом постоянного шага имеют
единственную винтовую характеристику, с винтом переменного шага – семейство
таких характеристик (рис. 4, а, б). Винтовая характеристика
быстроходных судов на подводных крыльях имеет два участка разной крутизны,
соответствующие водоизмещающему режиму и движению после выхода на крыло. Эти
два участка соединяются переходным участком выхода на крыло, где имеется
местный максимум момента (рис. 4, в). Как видно, угол наклона
касательной к винтовым характеристикам положителен в любой точке, кроме участка
выхода
на крыло судов на подводных
крыльях.
Имеет смысл обратить внимание
на то, что кривая нагрузки может выродиться в прямую линию, совпадающую с осью
абсцисс, при оголении винта или обрыве валопровода.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.