Автоматизация управления установок с ДВС., страница 8

Измерители скорости могут различаться:

1) Конструктивным исполнением грузов. Наиболее распространенным является вариант с грузами, выполненными в виде угловых рычагов 1 с осью качания, закрепленной на вращающейся крестовине 3 (рис. 18).

Подпись: Рис. 18. Механический измеритель скорости с грузами в виде угловых рычагов: 1-груз; 2-муфта; 3-крестовинаВ регуляторах непрямого действия конструктивное исполнение угловых рычагов близко к их схематическому изображению, т.е. включает угольник, на наружном конце которого закреплен груз, а внутренний имеет лапку для сопряжения с муфтой. В регуляторах прямого действия, где для создания требуемого перестано-вочного усилия желательно разместить максимально возможную массу груза в заданных габаритах измерителя, угловые рычаги выполняются в виде массивного тела сложной формы с наружными и внутренними поверхностями, образующими концен-трические дуги по отношению к оси вращения крестовины. Два или четыре таких груза почти заполняют кольцевой объем вокруг оси вращения
(рис. 19).

Другой вариант исполнения грузов – конструкция в виде шариков, располагающихся в радиальных пазах вращающейся крестовины и Подпись: Рис. 19. Вид грузов измерителя скорости регулятора
прямого действия
опирающихся в осевом направлении на плоский и конусный диски (рис. 20). Один из дисков неподвижен, а второй перемещается в осевом направлении при радиальном перемещении сферических грузов. Число грузов – от трех до шести. Достоинство этой схемы в простоте конструкции и сборки благодаря отсутствию шарниров, недостаток – менее полное, чем в конструкциях с угловыми грузами, использование объема измерителя для размещения масс
грузов и, как следствие, большие габариты.


Оптимальной по габаритам является показанная на рис. 21, а схема, в которой грузы выполнены в виде полых стаканов, внутри которых размещаются пружины. Единственный ее недостаток – невозможность внешнего воздействия на усилие пружин, что необходимо для изменения заданного скоростного режима.

2) По месту приложения усилия пружины. Пружина может действовать непосредственно на грузы или на муфту измерителя скорости.

Подпись: Рис. 21. Механические измерители скорости с непосредственным воздействием пружины на грузы: а-грузы в виде стаканов;
б-грузы в виде угловых рычагов

К первому варианту относятся схемы типа показанной на рис. 21, а. При исполнении грузов в виде угловых рычагов схема измерителя такого типа показана на рис. 21, б. Достоинством схем с непосредственным воздействием
пружины на грузы является то, что центробежная и восстанавливающая силы замыкаются на грузе, так что шарниры разгружены. Об основном недостатке было сказано выше – это невозможность изменять усилие пружины.

Пружина в схемах, где она действует на муфту, может располагаться соосно последней (рис. 22, а) или действовать на нее через рычаг (рис. 22, б). Выбор варианта диктуется конструктивными соображениями.

Схема (рис. 22, а) чаще применяется в регуляторах с гидроусилителем, где золотник гидроусилителя удобно размещается соосно с муфтой измерителя скорости. Схема (рис. 22, б)типична для регуляторов прямого действия благодаря удобству совместной компоновки регулятора с топливным насосом: вал привода крестовины 1 связывается непосредственно или через зубчатую пару с валом топливного насоса, а тяга 2 – с рейкой топливного насоса. При этом соотношение ходов муфты и рейки может варьироваться путем изменения плеч рычага.

Упор пружины 3 может быть жестким (однорежимный регулятор) или подвижным (всережимный регулятор). В последнем случае схемы на рис. 22 представляют собой измеритель скорости всережимного регулятора с переменной предварительной затяжкой пружины. Для того, чтобы при
постоянной нагрузке двигателя увеличить частоту вращения, необходимо увеличить усилие пружины. При этом возникающая разность восстанавливающей и центробежной силы заставит грузы сойтись, а управляющий шток 2 (рис. 22, б) переместится в направлении увеличения подачи. Превышение момента двигателя над моментом сопротивления приведет к увеличению частоты вращения, а возросшая центробежная сила будет раздвигать грузы и перемещать шток управления подачей в сторону уменьшения, пока не установится равновесие центробежной и восстанавливающей силы при новой частоте вращения и равенстве моментов двигателя и сопротивления.