Автоматизация управления установок с ДВС., страница 37

Подпись: Рис. 83. Структурная схема последовательностного УЛУ (а) и элемент "память" (б)
Это выражение показывает, что значение выходного сигнала у после
поступления одного из входных зависит от того, какую величину имел сигнал у до поступления входного сигнала.


Пример синтеза устройства, управляющего наполнением расходного топливного бака, показан на рис. 84, 85, 86. Управляющие сигналы х1 и х2 формируются датчиками, управляемыми поплавковым механизмом (рис. 84). Здесь х1 соответствует превышению допустимого верхнего уровня в баке, а х2 - снижению его ниже нижнего уровня.

Подпись: Рис. 85. Диаграмма включений устройства управления операциями пополнения
расходных емкостей

Синтез УЛУ производится на основе диаграммы включений (рис. 85). Как показывает диаграмма, в тактах II и IV состояние датчиков одинаково (оба выключены). Однако в первом из этих тактов подкачивающий насос включен, а
во втором - выключен, что показывает невозможность правильного функционирования УЛУ при выполнении его по комбинационному принципу. Взаимное соответствие комбинаций входных и выходных сигналов проверяется путем суммирования значений х и у, умноженных на весовые коэффициенты, значения которых строятся по геометрической прогрессии. При этом обнаруживается, что в данном случае одинаковой величине Sх = 0 во втором и четвертом тактах соответствуют различные значения Sу (5 и 2), что недопустимо для комбинационной системы. Противоречие устраняется путем введения сигнала памяти хп в двух первых тактах. Тогда, с учетом весового коэффициента 4, получаем во втором такте Sх = 4. Далее определяются логические выражения


а затем строится блок-схема (рис. 86) и электрическая схема УЛУ (рис. 87).

Подпись: Рис. 86. Блок-схема УЛУ пополнения расходного бакаБолее сложное последователь-ностное УЛУ применяется в системе автоматизированного пуска дизель-гене-ратора. Операции при пуске производятся в следующем порядке:

1. Подается сигнал пуска кнопкой с пульта управления либо автоматом, реагирующим на падение напряжение в сети, питаемой дизель-генератором.

2. По сигналу пуска включается агрегат прокачки, подающий жидкости в топливную и смазочную системы.

3. После того, как давление масла в системе смазки достигнет минимально допустимого уровня, включается система, прокручивающая вал двигателя (электрическая или воздушная).

4. После того, как двигатель начинает работать на топливе и частота вращения достигает минимального значения холостого хода, прокрутка прекращается.

5. По достижении рабочего давления в системе смазки агрегат прокачки отключается.

6. После того, как двигатель прогреется (при достижении рабочей температуры охлаждающей жидкости), включается сервомотор, увеличиваю-щий затяжку пружины регулятора.

7. По достижении номинальной частоты вращения сервомотор отключается.

8. Включается система синхронизации генератора с сетью.

9. Генератор подключается к нагрузке (электрической сети).

Подпись: Рис. 87. Электрическая схема УЛУ пополнения расходного
бака
Такая последовательность поступления сигналов датчиков и включения-отключения соответствующих исполнительных устройств сведена в диаграмму включений (рис. 88). При этом обнаруживается, что одинаковым значениям Sх = 0 в первом и третьем тактах соответствуют различные значения Sу (0 и 1).

Из этого вытекает необходимость введения

Рис. 88. Диаграмма включений УЛУ автоматизированного пуска дизель-генератора

 
ячейки памяти, включаемой сигналом х1 и выключаемой сигналом х3.
Соответствующие логические
выражения:

По этим выражениям строятся схемы УЛУ.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ