Наконец, в активных магнитных опорах контур регулирования тока в электромагнитах содержит датчик перемещений нагрузки. Этот тип опоры обладает наибольшей нагрузочной способностью.
Как и электростатическая, магнитная опора может быть трехкомпонентной. Такая опора, выполняющая функцию подвеса, и используется в разрабатываемых конструкциях гироприборов. Схема одного из таких приборов изображена на рис.55. Она включает сделанный из феррита шар 1 - ротор гироскопа, восьмиполюсную систему электромагнитов 2, электропривод разгона 3, датчик угла 4 и датчик момента 5. В гироскопе используется резонансная цепь регулирования.
Следует отметить, что магнитные опоры находят применение в промышленности, в гироскопической же отрасли они пока используется ограниченно. В настоящее время ведутся исследования по созданию криогенного гироскопа - гироскопа, в котором поддержание ротора обеспечивается силами взаимодействия магнитного поля со сверхпроводником.
Эффект указанного взаимодействия был обнаружен в 1933г. немецкими физиками Мейснером и Оксенфельдом и состоит в том, что постоянное не слишком сильное магнитное поле вызывает в сверхпроводнике токи, магнитное поле которых отталкивает источник внешнего магнитного поля.
В исследованиях по созданию трехстепенного криогенного гироскопа рассматривается схема прибора, подобная изображенной на рис.55. При этом ротор 1 - полый (для уменьшения веса) и сверхпроводящий шар, изготовленный из ниобия - металла с наиболее высокой критической температурой перехода в состояние сверхпроводимости. Внешнее магнитное поле, отталкиваясь от которого ротор-шар занимает положение устойчивого равновесия, создается сверхпроводящими электромагнитами 2. Такой прибор, очевидно, сводит затраты энергии к минимуму: достаточно лишь возбудить ток в обмотках электромагнитов и разогнать ротор. Ток после этого будет циркулировать в сверхпроводнике в течение достаточно долгого времени.
В заключение следует отметить, что работы по созданию криогенного гироскопа находятся пока в исследовательской стадии.
1. Анучин О.Н. Основы теории построения гироскопических приборов. Текст лекций, части 1,2. ЛВС ЦНИИ «Электроприбор» - сайт http://education.ed.
2. Бороздин В.Н. Гироскопические приборы и устройства систем управления. - М.: Машиностроение, 1990.
3. Брозгуль Л.И. Динамически настраиваемые гироскопы. М.: Машиностроение, 1989
4. Бычков С.И., Лукьянов Д.П., Бакаляр А.И. Лазерный гироскоп. - М.: Советское радио, 1975.
5. Гироскопические системы, т.1-3 / Под ред. Д.С. Пельпора. - М.: Высшая школа, 1971.
6. Раушенбах Б.В., Токарь Е. Н. Управление ориентацией космических аппаратов. - М.: Наука , 1974.
7. Евстифеев М.И. Состояние разработок и перспективы развития микромеханических гироскопов/ Сб. докладов II научн.-техн. конф. молодых ученых, СПб.,ЦНИИ «Электроприбор», 2000.
8. Журавлев В.Ф., Климов Д.М. Волновой твердотельный гироскоп. - М.: Наука, 1985.
9. Шереметьев А.Г. Волоконный оптический гироскоп. М.: Радио и связь, 1987.
10. Малеев П.И. Новые типы гироскопов. - Л.: Судостроение, 1971.
11. Ривкин С.С. Теория гироскопических устройств, т.1,2. – Л.: Судпромгиз, 1962.
12. Челпанов И.Б. Гироскопы: тексты лекций. – СПб: ЦНИИ «Электроприбор» - сайт http://education.ed.
1. Кинематические и динамические уравнения Эйлера.
2. Уравнения движения гироскопа в осях Резаля.
3. Движение свободного гироскопа и его устойчивость.
4. Прецессия и нутация гироскопа.
5. Укороченные (прецессионные) уравнения движения гироскопа.
6. Гироскопический момент.
7. Влияние масс колец карданова подвеса и вязкого трения в осях подвеса на движение гироскопа.
8. Учет переносного движения основания гироскопа
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.