Навигационные системы. Часть 1. Гироскопические приборы и устройства навигационных систем: Учебное пособие, страница 18

Для объектов,  движущихся  на приблизительно постоянной высоте (глубине), вертикальное кажущееся ускорение равно g  и  потому рассматриваемая круговая частота

Ей соответствует период колебаний

мин

Приведенные величины называют шулеровской частотой и  периодом Шулера соответственно, а невозмущаемый маятник, независимо от его технической реализации - шулеровским маятником или построителем вертикали с шулеровской настройкой.

В заключение следует отметить, что изображенное на рис.20 устройство, реализующее маятник Шулера, принципиально осуществимо, но не может обеспечить достаточную точность (в  частности, из-за наличия неучитывавшегося трения в подвесе).  Поэтому такое устройство в качестве датчика вертикали не применяется.

3.3. Гиромаятник. Гирогоризонт с коррекцией

Хотя гироскоп не может строить вертикаль, его способность сохранять ориентацию,  изменять  ее  при  приложении момента и практическая безынерционность  обусловливают  целесообразность применения этого  прибора  в  качестве  исполнительного органа построителя вертикали.  В качестве же датчика вертикали  может быть использован маятник того или иного типа.

В первых конструкциях гирогоризонтов  в  качестве  такого датчика применялся непосредственно  физический маятник.  Наиболее простой из этих конструкций гирогоризонта является гиромаятник, схема которого изображена на рис.21. Нетрудно уяснить, что гиромаятник -  трехстепенной гироскоп со смещенным центром масс - соответствует случаю, рассмотренному Лагранжем и Пуассоном,  и потому характер его  движения полностью  описывается  закономерностями, приведенными выше  при анализе этого случая.  Отличие в  направлении смещения  центра  масс относительно центра подвеса не существенно и сказывается только на направлении  движения,  но не его характере. Отсюда, в частности, следует, что ось гироскопа гиромаятника движется по конусу, ось которого отслеживает вертикаль. Отметим еще раз, что коническое движение оси гироскопа обусловлено тем,  что момент груза m при  отклонении  оси гироскопа от вертикали заставляет гироскоп прецессировать не в направлении исключения отклонения,  а в  перпендикулярном  ему  направлении. И  лишь при появлении отклонения в этом направлении грузом создается момент,  под действием которого  гироскоп отрабатывает исходное отклонение от вертикали.  Ряд разработок гирогоризонтов представляли собой весьма остроумное решение по исправлению упомянутого "несоответствия" между создаваемым маятником моментом и направлением прецессии гироскопа.

В результате  исследований по совершенствованию гирогоризонтов были разработаны устройства,  в которых источником  информации о а вертикали оставался маятник,  момент на гироскоп создавался не грузом этого маятника,  а каким-либо иным способом: электромагнитами, воздушными  струями, силами трения и т.п. Эти устройства получили название  гирогоризонта  с  коррекцией  (имея в виду, что направление сохраняется гироскопом и корректируется контуром маятниковой коррекции). Наиболее просто контур коррекции реализуется с помощью ртутного переключателя или жидкостного датчика (по существу являющихся тем же  маятником) и  датчиков  момента  на осях гироскопа. Однако из-за релейного  характера сигналов с упомянутых датчиков горизонта в этих устройствах  не  представляется возможным реализовать шулеровскую коррекцию, что приводит к значительным ошибкам при использовании устройств на маневренных объектах.  Заметим также, что наличие релейного элемента в контуре приводит,  как  правило,  к нежелательным автоколебаниям.

Из-за ряда недостатков, присущих описанным схемам гирогоризонта, и  в первую очередь,  недостаточной точности,  они в    настоящее время практически не применяются и могут  рассматриваться лишь  как этап на пути создания более совершенных конструкций.

3.4. Гирогоризонт с шулеровской коррекцией