Второй способ состоит в установке на ГСП контрольного элемента, например, зеркала, с помощью которого и внешних оптических средств, привязанных к странам света, определяется азимут ГСП. Этот способ трудоемок и не всегда осуществим, т.к. требует наличия в объекте оптического канала.
Существует третий метод решения задачи, основанный на использовании информации, содержащейся в сигналах элементов ГСП. Существо метода, получившего название метода гирокомпасирования, состоит в следующем.
Положим, что ГСП приводится в плоскость горизонта по информации акселерометров или других датчиков путем подачи сигналов на датчики моментов. В таком случае ГСП, отрабатывая горизонтальную составляющую угловой скорости Земли, вращается вокруг горизонтальных осей x и h системы координат xhz, реализуемой ГСП, с угловыми скоростями, равными проекциям угловой скорости Земли на эти оси
А это означает, что на датчики моментов гироскопов Гx и Гh, которые заставляют ГСП прецессировать с этими угловыми скоростями, подаются сигналы
(51)
где Н - кинетический момент каждого из гироскопов, Кдм - коэффициент передачи трактов "сигнал на ДМ - момент". Но сигналы на ДМ могут быть легко измерены, а в них, как вытекает из (51), содержится информация о текущем азимуте ГСП a.
В заключение следует отметить, что в высоких широтах метод гирокомпасирования неработоспособен, как и гироскоп Фуко 1-го рода.
Гиротахометр (ГТ) предназначен для измерения составляющей абсолютной угловой скорости объекта в направлении оси чувствительности прибора. Гиротахометр включает (рис.32) двухстепенной астатический гироскоп 1, датчик угла 2, пружину 3 и демпфер 4. В реальных конструкциях используются электрические пружины и демпфер (см. раздел 2.2). Выходной сигнал гиротахометра - угол b поворота гироскопа вокруг оси подвеса - снимается с датчика угла 2. (Заметим, что система координат xhz в данном случае связывается с объектом).
Ось чувствительности h прибора есть направление, перпендикулярное оси подвеса прибора x и вектору кинетического момента гироскопа при b=0.
Работает гиротахометр следующим образом. При вращении гироскопа вместе с объектом вокруг направления h со скоростью uh создается гироскопический момент вокруг оси подвеса; он уравновешивается пружиной, степень деформации которой фиксируется датчиком угла и является величиной, пропорциональной (в линейном приближении) uh. Для того, чтобы убедиться в этом, запишем уравнение моментов в проекции на ось подвеса x. С учетом принятого направления отсчета угла b (по часовой стрелке вокруг x) оно имеет вид
где J - момент инерции вращающейся части ГТ относительно оси x;
ux, uh, uz - составляющие абсолютной угловой скорости объекта; с - коэффициент упругости пружины; h - коэффициент вязкого трения демпфера; - плечо пружины и демпфера; Мвр - вредный момент. Полагая b малым, что реализуется в реальных конструкциях, после преобразования уравнения, получим
(52)
Здесь обозначено:
К называют коэффициентом усиления ГТ, Т - постоянной времени ГТ. Величина l - относительный коэффициент затухания колебаний.
Из (52) видно, что ГТ - колебательное звено. В статике, т.е. после затухания колебаний, он выдает значение скорости с коэффициентом усиления К. Основные ошибки гиротахометра обусловливаются вторым слагаемым в правой части (52), погрешностью коэффициента усиления и динамической погрешностью.
Вибрационный роторный гироскоп (ВРГ) - трехстепенной гироскоп с упругим обращенным подвесом (рис.33). Упругий подвес образуется четырьмя стяжками 2, с помощью которых и кольца 3 ротор 1 крепится к валу двигателя Дв. Стяжки имеют конечный коэффициент упругости на кручение и весьма большой - на изгиб.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.