Простейшим датчиком вертикали является маятник, на принципе которого построен использовавшийся в первых разработках датчик маятниковой коррекции, изображенный на рис.12.
Отсутствие замыкания контакта а с контактами б и в свидетельствует о совмещении щечек 2, связанных жестко с прибором, с вертикалью (с точностью до зазора между грузом 1 и щечками 2).
Из широко применявшихся датчиков горизонта следует упомянуть также ртутный переключатель и датчик жидкостный маятниковый , схемы которых изображены на рис.13 и 14 соответственно. Принцип работы этих датчиков и рассмотренного выше одинаков, лишь роль груза 1 в датчике маятниковой коррекции (рис.12) в ртутном переключателе играет шарик 1 (рис.13) из ртути, а в жидкостном датчике - электролит 1 с пузырьком воздуха в нем (рис.14). При этом ртутный переключатель и датчик жидкостный маятниковый дают информацию об отклонении от горизонта плоскости АА, на которую они установлены.
Совершенно очевидно, что перечисленные датчики имеют ограниченные возможности по точности. В частности, по принципу построения все они имеют зону нечувствительности в окрестности нулевых отклонений от горизонта. В настоящее время эти датчики практически не используются.
Более совершенным прибором, решающим задачу определения вертикали, является акселерометр (ньютонометр), представляющий собой подвешенную на пружине массу. В зависимости от вида подвеса различают линейный и маятниковый акселерометры; их схемы изображены на рис.15 и 16 соответственно. При размещении акселерометра на Земле, в том случае, когда его базовая поверхность АА (параллельная оси чувствительности ) отклонена от горизонта, масса m смещается относительно своего положения равновесия. При этом величина смещения, измеряемая датчиком линейного или углового
перемещения, пропорциональна отклонению от горизонта и является выходным сигналом акселерометра.
Следует отметить, что механические пружины на рис.15,16 изображены условно. В реальных конструкциях акселерометров, а также гироскопических приборов и устройств широко используется так называемая "электрическая пружина". Она включает в себя датчик линейного или углового перемещения и датчик силы или момента. Формируемый датчиком перемещения сигнал поступает на датчик силы (момента), который формирует силу (момент) противодействия, пропорциональную смещению. При использовании электрической пружины с индукционным датчиком силы (момента) достаточно просто реализуется демпфирование перемещающейся массы. Для этого в обмотке датчика силы (момента) предусматривается несколько короткозамкнутых витков. Возникающие в них токи Фуко, взаимодействуя с перемещающейся массой, создают противодействующую силу, пропорциональную скорости перемещения.
Выше предполагалось, что датчики местного горизонта в составе гироскопического устройства работают на неподвижном или движущемся без ускорения объекте. Однако, гироскопические устройства предназначены для работы и на объектах, движущихся с ускорением. Понятно, что наличие ускорения приводит к ошибке в выходном сигнале датчика. Возникает вопрос: какую информацию выдает датчик, в частности, акселерометр при работе на подвижном основании? Поскольку ответ на этот вопрос нетривиален и важен для последующего анализа работы гироскопических устройств, рассмотрим его отдельно.
Для того, чтобы установить, что измеряет акселерометр на объекте, находящемся в окрестности Земли, запишем уравнение движения массы m акселерометра, изображенного на рис.15, в проекции на ось чувствительности . При этом положим, что силы трения между корпусом и массой отсутствуют. Тогда уравнение будет иметь вид
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.