Навигационные системы. Часть 1. Гироскопические приборы и устройства навигационных систем: Учебное пособие, страница 14

, где   - проекция абсолютного ускорения  массы m в проекции на,  ¦ - сила, с которой на массу m действует пружина,  - проекция на ускорения силы земного притяжения .

Сила   ¦ пропорциональна  смещению x массы m относительно положения равновесия

¦ = kx, где k - жесткость пружины. Отсюда следует, что измеряемая датчиком перемещения величина x, являющаяся выходным сигналом акселерометра, равна

т.е. пропорциональна проекции на   разности абсолютного  ускорения массы m и ускорения силы земного притяжения.  Упомянутая разность, обозначаемая обычно  , называется кажущимся ускорением:

.

(Интеграл от этой величины называют приращением кажущейся скорости и обозначают ). Абсолютное ускорение массы m складывается из  абсолютного ускорения корпуса (переносное ускорение) и ускорения, обусловленного движением массы m внутри корпуса (относительное и  кориолисово ускорения). В акселерометре обязательно предусматривается демпфирование колебаний массы. После затухания колебаний, т.е. по завершении переходного  процесса можно считать,  что масса m имеет то же абсолютное ускорение,  что и корпус, т.е. объект. Таким образом, акселерометр измеряет проекцию на ось чувствительности кажущегося ускорения объекта(более точно, той точки объекта, в которой он установлен).

Запишем теперь уравнение движения объекта, перемещающегося в окрестности Земли:

                         где  M - масса объекта,  - его абсолютное ускорение,  - сумма всех сил, приложенных к объекту, за исключением силы земного притяжения.  Из этого равенства вытекает

, т.е. кажущееся  ускорение есть ускорение,  обусловленное всеми силами, приложенными к объекту, кроме силы притяжения.

С кажущимся ускорением связано понятие перегрузки  . Это - векторная величина,  равная отношению кажущегося ускорения к величине     ускорения силы тяжести на Земле  go. (Строго говоря, последняя величина зависит от места нахождения на Земле, поэтому ее следует оговаривать; однако, как правило, понятие перегрузки используют для качественных,  неточных  оценок, принимая значение  go равным некоторой осредненной величине).

Из изложенного вытекают следующие факты.

Если объект  движется  под действием только силы притяжения, т.е.  находится в состоянии невесомости, то показания акселерометра - нулевые.

Если объект неподвижен относительно Земли или движется по ней с  постоянной  скоростью,  то  кажущееся ускорение объекта обусловливается только реакцией опоры (Земли), равной по величине, но  противоположной  по  направлению силе веса.  Поэтому можно считать, что акселерометр в рассматриваемых условиях измеряет ускорение силы тяжести и потому способен строить вертикаль, о чем говорилось выше.

Аналогичная ситуация  имеет место по отношению к объекту, движущемуся с постоянной скоростью над Землей или под  поверхностью воды на постоянной высоте (глубине).

Заметим, не вдаваясь в глубину вопроса, что любой инерциальный прибор,  т.е. прибор, построенный на принципе измерения сил инерции, не способен измерять ускорения, обусловленные силами притяжения.  Акселерометр в этом плане не является исключением.

2.4. Типы гироскопических устройств

По своему назначению наиболее широко используемые  гироскопические устройства можно разделить на следующие типы.

1) Гировертикали (гирогоризонты).

Предназначены для  построения плоскости горизонта в точке начала движения объекта или плоскости текущего (местного)  горизонта и измерения относительно нее ориентации объекта: углов тангажа и крена - для летательных аппаратов, дифферента и угла бортовой качки - для судов.

2) Гироскопы курса (гироскопы направления, гирокомпасы).

Предназначены для  построения  и  (или) сохранения азимутального направления и измерения угла, характеризующего азимутальную ориентацию объекта относительно этого направления (угла курса).

3) Курсовертикали.

Предназначены для одновременного решения задач гировертикали и гироскопа курса.

4) Гиростабилизаторы.