Для съема информации в приборе имеются два датчика перемещений ДУx и ДУh индукционного типа, расположенные в двух взаимно-перпендикулярных плоскостях, проходящих через ось вращения z. Очевидно, можно считать, что датчики измеряют углы ax и ah поворота ротора вокруг осей x (ДУh) и h (ДУx), перпендикулярных оси z и лежащих в упомянутых выше плоскостях.
Прибор выдает информацию о составляющих абсолютной угловой скорости объекта по осям x и h.
Принцип работы ВРГ не отличается от принципа работы уже рассмотренных приборов. При наличии скорости объекта, например, вокруг оси x, гироскоп прецессирует вокруг оси h до тех пор, пока гироскопический момент вследствие вынужденной прецессии не уравновесится упругим моментом стяжек. При этом угол поворота гироскопа, фиксируемый датчиком ДУx, в линейном приближении пропорционален скорости объекта ux.
Более строго этот результат можно получить, анализируя уравнения движения ВРГ. Запишем эти уравнения, ограничиваясь рамками прецессионной теории и пренебрегая массами стяжек и кольца. Предварительно установим следующий факт: момент упругости стяжек с одинаковым коэффициентом упругости С каждая при отклонении гироскопа вокруг h на угол ah имеет нулевую составляющую по оси x и составляющую
по оси h, которые не зависят от положения ротора, т.е. угла j (рис.34). Действительно, при развороте ротора на ah углы скручивания стяжек 1 составляют
a1 = ahcosj, (53)
а создаваемый ими момент упругости в проекциях на оси x и h
Углы скручивания стяжек 2
, (54)
а создаваемый ими момент упругости
Суммарный момент упругости
что и требовалось. Отсюда вытекает, что независимо от угла собственного вращения j ротора момент упругости равен произведению 2С на величину отклонения ротора и направлен так, что препятствует этому отклонению. Очевидно, то же имеет место и по отношению к моменту сил вязкого трения.
Запишем теперь уравнение моментов с учетом принятых ранее допущений и малости углов ax и ah. В проекции на ось h и x соответственно
где ux, uh - составляющие абсолютной угловой скорости объекта, h - коэффициент вязкого трения. Из этих уравнений нетрудно получить уравнения для ax и ah. Для ax (учитывая, что h - малая величина)
(55)
где Т = Н/2С, l = h/Н. Для ah
(56)
(Заметим, что соотношения (55) и (56) менее трудоемко получаются с использованием операционного исчисления).
Из полученных соотношений следует, что ВРГ является колебательным звеном и после затухания переходного процесса и при отсутствии угловых ускорений объекта его выходные сигналы пропорциональны составляющим ux и uh абсолютной угловой скорости объекта. Влияние на выходные сигналы углового ускорения можно рассматривать как ошибку, но более эффективно учитывать его аналитически при совместной отработке обоих сигналов ax и ah.
Заметим, что если угловая скорость объекта, а следовательно и величины ax , ah постоянны, то углы скручивания стяжек, как это следует, в частности, из (53) и (54), изменяются с высокой частотой, равной скорости вращения ротора . С этой частотой колеблется (вибрирует) кольцо. Наличие вибрационной частоты и обусловило название гироскопа.
ВРГ, как видно, прост по конструкции. Он имеет малые вес и габариты, но характеризуется недостаточно высокой точностью.
Вибрационный стержневой гироскоп, или гиротрон, представляет собой прибор, изображенный на рис.35. Он включает вибратор 1 типа камертона на торсионе 2, датчик угла 3 индукционного типа и элементы возбуждения и поддержания колебаний 4. Прибор измеряет составляющую абсолютной угловой скорости объекта по оси x.
Принципиальное отличие гиротрона от ранее рассмотренных гироприборов состоит в том, что вращающегося ротора в нем нет, его заменяют вибрирующие стержни.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.