I=K(1+cosDj), где K - некоторый известный параметр. Как видно, в зоне нулевых значений измеряемой скорости, т.е. при малых Dj ток I есть квадра-тичная функция Dj и, следовательно, u. Это крайне неудобно. При внесении же фазовым модулятором дополнительного сдвига фаз на p/2 получим
I=k[1+cos(Dj - p/2)]=K(1+sinDj).
Параметр К, как видно из этой формулы, есть ток I0 при Dj = 0,т.е. при u = 0. При этом для малых Dj
I-I0 = I0sinDj»I0Dj
и характеристика ВОГ становится линейной относительно измеряемой скорости.
ВОГ - более дешевый прибор по сравнению с ЛДУС, но уступает последнему и гироскопическим приборам по точности измерений. По последней причине в системах навигации он практически не используется.
Управление движением космических летательных аппаратов (КЛА) требует решения уже перечислявшихся в разделе 2.1 задач: построение системы координат, определение в ней ориентации КЛА, измерение составляющих угловой скорости, измерение приращений линейной скорости при включении двигателей КЛА (для смены или корректировки орбиты, выполнения маневров и т.п.). Специфической для КЛА является указанная в разделе 2.1 задача создания с помощью гироскопа управляющих моментов на объект.
Что касается определения составляющих угловой и линейной скоростей КЛА, то они измеряются с помощью рассмотренных выше гироприборов: гиротахометра, гироинтегратора линейных ускорений, акселерометра и др. Что же касается построения системы координат и определения относительно нее ориентации объекта, то применительно к КЛА есть некоторые особенности решения этих задач . И связаны эти особенности с работой КЛА в невесомости, вследствие чего не представляется возможным использовать те методы построения вертикали, которые описывались выше (понимая под вертикалью применительно к КЛА направление вектора "центр Земли - КЛА"). Построение же этого направления необходимо, поскольку, как правило, требуется знать ориентацию КЛА относительно направления на Землю и плоскости орбиты, т.е. в так называемой орбитальной системе координат. Упомянутая система координат строится следующим образом (рис.49): плоскость xz - плоскость орбиты, причем ось z направлена по радиусу-вектору КЛА с началом в центре Земли, ось x - в сторону движения, ось h перпендикулярна плоскости орбиты.
Для физической реализации на борту КЛА орбитальной системы координат может быть применен (и применяется) трехосный гиростабилизатор, но для ориентации ГСП в плоскость xz используется информация не акселерометров (их сигнал в невесомости - нулевой независимо от ориентации), а иные измерители - инфракрасная вертикаль и радиовертикаль - высотомер.
Для определения же азимутальной ориентации КЛА, т.е. угла его разворота вокруг оси z применяют специальный гироприбор - гироорбитант.
Упоминавшаяся выше задача создания управляющих моментов на КЛА решается с помощью силовых гироскопических приборов (СГК), получивших также название гиродины. Применительно к малогабаритным КЛА в этих же целях используют также негироскопические устройства - реактивные маховики.
Гироорбитант (ГО), как отмечалось, предназначен для измерения курсового угла - угла между продольной осью КЛА и плоскостью орбиты. Схема прибора изображена на рис.50. Она включает трехстепенной астатический гироскоп, выходной датчик угла ДУy, датчик угла по промежуточной оси подвеса ДУb, два датчика момента ДМa и ДМb по промежуточной и внешней осям подвеса соответственно, два электронных звена 1 и 2. Прибор работает при совмещении его внешней оси с вертикалью z. Это обеспечивается соответствующей ориентацией объекта или стабилизируемой платы (в частности, ГСП) - в зависимости от места размещения ГО. В любом случае для этого используется информация инфракрасной вертикали или радио-вертикали-высотомера.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.