Очевидно, что как и в гироскопе Фуко, при a¹0 и ½j½¹90 град возникает гироскопический момент (44). Но в рассматриваемом приборе он вызывает прецессию гироскопа вокруг промежуточной оси со скоростью
.
Отсюда вытекает первое уравнение, описывающее движение гироскопа - уравнение моментов в проекции на ось Оzг
(46)
Нетрудно получить и уравнение моментов в проекции на промежуточную ось подвеса гироскопа ( - плечо груза m):
Вводя , это уравнение запишем в виде
. (47)
Уравнения (46), (47) описывают работу маятникового гирокомпаса в условиях Земли.
Дифференцируя (47), с учетом (46) получим
откуда вытекает, что гироскоп совершает колебания относительно положения a = 0, т.е. относительно направления на Север. При наличии демпфирования этих колебаний, после их затухания вектор будет ориентирован в направлении на Север. Заметим, что при этом b не становится нулевым, а равно константе, определяемой из (47) при
Вследствие этого отклонения груз создает момент по промежуточной оси
под действием которого гироскоп прецессирует в плоскости горизонта со скоростью
, т.е. с вертикальной составляющей скорости Земли. Тем самым гироскоп отрабатывает изменение направления на Север из-за вращения Земли.
Как и в случае гироскопа Фуко, наличие трения по наружной оси приводит к ошибке, неограниченно возрастающей с приближением к полюсам Земли.
При использовании маятникового гирокомпаса на подвижном объекте проявляются дополнительные ошибки, или девиации, как принято именовать ошибки для курсовых систем - скоростная и баллистическая.
Причиной скоростной девиации является то, что как и гироскоп Фуко, маятниковый гирокомпас реагирует на суммарную абсолютную угловую скорость основания, включая угловую скорость, обусловленную перемещением объекта относительно Земли. Причиной же баллистической девиации являются дополнительные отклонения груза m или появление дополнительной составляющей в сигнале акселерометра, обусловленные кажущимся ускорением объекта. Вместе с тем, по сравнению с гироскопом Фуко требование по стабилизации основания маятникового гирокомпаса существенно ослабляется.
Тем не менее, неработоспособность прибора в высоких широтах и упомянутые выше девиации прибора существенно ограничивают область его применимости.
В заключение целесообразно отметить следующее. Как показал анализ, ни гироскоп Фуко, ни маятниковый гирокомпас не способны определять направление меридиана местонахождения в высоких широтах. Но очевидно, что в принципе невозможно построить гироскопический прибор, который строил бы направление на Север в любых широтах. Гироскоп реагирует на угловую скорость Земли и определяет направление на Север по направлению горизонтальной составляющей этой скорости. Но эта составляющая в окрестности полюсов становится малой. В самих же полюсах она равна нулю и в этих точках географические направления просто не определены.
Гирополукомпас (ГПК) представляет собой (рис.26) астатический гироскоп в трехстепенном подвесе, снабженный системой коррекции, задачей которой является удержание вектора кинетического момента гироскопа вблизи плоскости местного горизонта. Возможны два варианта построения системы коррекции, именуемые системой межрамочной и системой маятниковой коррекции.
Система межрамочной коррекции (рис.26а)) включает ДУb на промежуточной оси подвеса гироскопа, ДМ на внешней оси подвеса и электронное звено. Эта система обеспечивает ортогональность вектора плоскости рамки, чем, при поддержании внешней оси рамки в направлении вертикали, достигается удержание вблизи
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.