В заключение отметим, что благодаря простоте конструкции и обусловливаемой этим достаточно низкой стоимости ДНГ широко используются в различного рода системах управления. Однако по точности они заметно уступают рассмотренным выше ПИГ.
Волновой твердотельный гироскоп использует инерционное свойство стоячей волны. Это свойство состоит в следующем. Если в каком-то теле возбуждена стоячая волна и тело перемещается в направлении, перпендикулярном направлению колебаний, то волна, в том числе ее узлы и пучности, перемещаются относительно тела, пытаясь сохранить прежнее положение. Природа этого явления сходна с той, что вызывает, например, возникновение момента в гиротроне: колеблющиеся частицы тела стараются сохранить в каждый момент направление свой скорости.
Волновой твердотельный гироскоп использует стоячую волну, возбуждаемую в тонкостенном цилиндре (рис.42, вид с торца цилиндра). На рис.42 схематично изображена волна, укладывающаяся в контур дважды; кроме нее возникают волны, укладывающиеся в контур К раз, К = 3,4,... Наиболее интенсивная из них - волна, соответствующая К=2, называемая основной формой деформации.
Если теперь цилиндр с возбужденной в нем волной будет вращаться с угловой скоростью u, то волна с ее узлами и пучностями будет "вращаться" относительно основания цилиндра в противоположную сторону (частично "компенсируя" вращение цилиндра) со скоростью
в частности, для основной формы деформации
Измерение угла позволяет, таким образом, определить интеграл от угловой скорости вращения основания.
Описанный измеритель - один из новых приборов, его разработка начата сравнительно недавно и практического применения он пока не нашел, т.к. его изготовление связано с серьезными технологическими трудностями. В частности, чтобы обеспечивалось низкое затухание колебаний, в качестве материала осциллятора применяется кварц, обработка которого требует особой аппаратуры. Пока достаточно сложными являются схемы возбуждения колебаний и съема информации.
При успешном преодолении упомянутых трудностей описанный измеритель, не содержащий никаких подвижных элементов, обещает быть одним из наиболее надежных и удобных в эксплуатации, чем и объясняется проявляемый к нему интерес.
Гироскопический интегратор линейных ускорений (ГИЛУ) предназначен для измерения интеграла от проекции вектора кажущегося ускорения объекта на ось чувствительности прибора (или, что то же - приращения кажущейся скорости в направлении оси чувствительности). Знание этой величины и ускорения силы притяжения позволяет вычислить абсолютную скорость объекта, которая необходима для решения навигационной задачи.
Схема ГИЛУ изображена на рис.43. Она включает трехстепенной разбалансированный гироскоп, датчик угла ДУa, с которого снимается выходной сигнал ГИЛУ, датчик угла b ДУb по промежуточной оси подвеса, датчик момента ДМ на внешней оси подвеса и электронное звено. Осью чувствительности прибора является ось z - внешняя ось подвеса.
Гироскоп с кожухом и элементами его подвеса по промежуточной оси принято называть маятником, а совокупность всех элементов, вращающихся вокруг внешней оси подвеса - подвижной системой ГИЛУ.
ДУb, ДМ и звено электроники образуют систему межрамочной коррекции, задачей которой является поддержание взаимной перпендикулярности вектора и внешней оси подвеса. Работает эта система точно так же, как и в составе ГПК.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.