Сказанное подтверждается следующими теоретическими выкладками. Составим уравнение движения КЛА (считая его твердым телом) вокруг оси z1 связанной с ним системы координат x1y1z1. При этом для упрощения будем полагать, что моменты инерции КЛА вокруг осей x1 и y1 примерно одинаковы. Это дает возможность в динамическом уравнении Эйлера (5) для оси x, записанном применительно к КЛА, опустить нелинейный член, содержащий произведение угловых скоростей. (Впрочем, для этого же можно условиться считать угловую скорость КЛА малой). Обозначив Jz и uz1 соответственно момент инерции и угловую скорость КЛА вокруг оси z1, при малом b и отсутствии движения вокруг оси x1 (ux1º0) требуемое уравнение запишем в виде
Здесь второе слагаемое есть, очевидно, гироскопический момент, развиваемый гиродином, который и управляет ориентацией КЛА вокруг оси z1.
Составим теперь уравнение движения гироскопа вокруг оси x1, полагая uy1º0
где Jг - момент инерции гиродина вокруг оси x1 . Из записанных двух уравнений нетрудно получить уравнение для определения движения КЛА вокруг оси z1
(68)
где - нутационная частота гироскопа в подвесе, внешней рамкой которого является КЛА.
Из (68) следует, что если пренебречь моментом инерции гиродина (как это делается в рамках прецессионной теории) или моментом инерции КЛА, то
Uz1 = -H-1MДМ,
т.е. КЛА вместе с гироскопом прецессирует со скоростью, получаемой по прецессионной теории. С учетом же моментов инерции эта скорость достигается не сразу с приложением момента Мдм, а через некоторый интервал времени, тем больший, чем больше инерционность КЛА и гиродина.
В заключение следует отметить, что использование гиродинов в КЛА дает возможность значительно снизить потребные запасы рабочего тела для активных управляющих органов (жидкостных или воздушно-реактивных двигателей и т.п.). В настоящее время разработано несколько модификаций гиродинов с кинетическим моментом от десятков до нескольких тысяч Нмс.
Рассмотрение работы гироприборов свидетельствует о том, что следует различать опоры по внутренней оси подвеса, т.е. опоры ротора гироскопа, и опоры по промежуточной и внешней осям, поскольку они работают в различных условиях и по-разному влияют на характеристики прибора.
Опоры ротора работают в условиях весьма значительных скоростей вращения ротора и потому главные требования к ним - износоустойчивость. Что же касается вредных моментов в этих опорах, то они обусловливают нагрузку гиромотора, т.е. приводят к энергетическим затратам, но не влияют на точность работы прибора. В качестве опор ротора обычно используются специально разработанные для гироприборов шарикоподшипники. Однако, длительной непрерывной работы (в течение нескольких суток, лет) шарикоподшипники не выдерживают. В этих случаях используются газо- и гидродинамические опоры. Они представляют собой две, например, полусферические поверхности (одна из них принадлежит конструкции ротора, другая - конструкции кожуха), на одной из которых выполнены профилированные канавки. Благодаря им при разгоне ротора происходит засасывание воздуха или жидкости и образуется зазор между двумя полусферами, представляющий собой воздушную или жидкостную "подушку". При этом в разогнанном приборе соприкасание полусфер и истирание их поверхностей отсутствуют.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.