Другим измерителем ускорения, разработанным к настоящему времени, но имеющим ограниченное применение, является струнный акселерометр. Принцип его работы поясняется рис.44. На двух струнах 1 подвешен груз 2. Устройствами 3 и 4 возбуждаются колебания струн и измеряются их частоты. При наличии кажущегося ускорения в направлении z натяжение и длина верхней струны, очевидно, увеличатся, а нижней - уменьшатся. Вследствие этого частоты их собственных колебаний, зависящие, как известно, от силы натяжения и длины, изменятся, причем у верхней струны частота увеличится, у нижней - уменьшится. По разности измеренных частот колебаний струн и определяется кажущееся ускорение .
Количественно описанный эффект может быть оценен с использованием выводимой в математической физике зависимости
между частотой ¦ первой, наиболее интенсивной, гармоники собственных колебаний струны, ее длиной , линейной плотностью rи силой натяжения N.
Наконец, разработаны акселерометры, использующие пьезоэффект - известное из физики явление образования разности потенциалов на противоположных гранях пьезокристалла при его механической деформации в направлении, перпендикулярном этим граням. Но эти приборы-пьезоакселерометры- широкого применения в системах управления подвижных объектов также не получили.
Прежде всего, целесообразно отметить, что описываемые ниже приборы называют гироскопами в значительной степени условно: только потому, что решаемая ими задача - измерение абсолютной угловой скорости объекта - традиционно решалась и решается с помощью гироскопических устройств.
Принцип работы оптических гироскопов основывается на обнаруженном в начале века французским ученым Саньяком эффекте интерференции волн оптического диапазона, движущихся по и против направления движения замкнутого контура. Для пояснения существа работы рассмотрим движение двух когерентных волн 1 и 2 (рис.45) по замкнутому контуру К, вращающемуся вместе с источником и приемником волн П вокруг оси, перпендикулярной плоскости контура, с угловой скоростью u. Выделим малый участок АВ контура длиною D и определим время Dt1 (Dt2) прохождения его волной 1 (2) с учетом вращения контура. Для определения Dt1 имеем уравнение
где слева - полный путь, пройденный волной за время Dt1, C - скорость волны, справа - длина участка и дополнительный путь, обусловленный вращением контура.
Из этого уравнения, полагая C >>ur,
Для Dt2 , очевидно, получим
Из этих двух соотношений вытекает, что разность во времени прохождения участка АВ волнами 1 и 2 составляет
где DS - площадь фигуры ОАВ. Суммируя теперь по всем элементарным участкам, для разности времен прихода в П фронтов волн 1 и 2 получим
(64)
Здесь S - площадь, ограничиваемая контуром К.
Различие во времени прихода фронтов означает, что в один и тот же момент времени волны 1 и 2 в П сдвинуты по фазе на величину
(65)
где ¦ - частота излучения.
Наконец, наличие угловой скорости основания проявляется в точке П и как разность частот 1 и 2 волн. Действительно, за время однократного прохождения контура (длину его обозначим L), т.е. за время, равное в первом приближении L/C, периодов волны 2 пройдет в П больше, чем периодов волны 1 на величину (Т - длительность периода)
(t1-t2)T-1=f(t1-t2).
Следовательно, разность частот
D¦=L-1C¦(t1-t2)=(4S/lL)u. (66)
Таким образом, измерение угловой скорости с помощью описанной схемы сводится к измерению в приемнике разности времен прихода одинаковых фаз встречных волн, либо к измерению разности фаз или рассогласования частот встречных волн. При этом, как следует из приведенных формул, для повышения чувствительности прибора следует увеличивать площадь, охватываемую контуром, и использовать высокочастотное излучение. По второй причине в приборах используется световое излучение с длиной волны l»0,6 мкм.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.