Рассмотрим гирогоризонт с коррекцией, контур коррекции которого построен с использованием акселерометра и датчика момента. Схема такого устройства изображена на рис.22; она включает гироскоп Г в трехстепенном подвесе, датчики углов ДУ и датчики моментов ДМ, установленные по осям подвеса, акселерометры А, оси чувствительности которых (на рис.22 они показаны стрелками) ортогональны вектору кинетического момента гироскопа, и электронные звенья. Задачей устройства является удержание вектора в направлении местной вертикали. Если эта задача решается и гирогоризонт ориентирован на объекте так, что его наружная ось подвеса направлена по продольной оси объекта x1, как показано на рисунке, то ДУ выдают в систему управления значения требуемых углов тангажа J и крена g (или дифферента и угла бортовой качки).
Гирогоризонт включает два идентичных контура построения вертикали. Проанализируем работу одного из них, используя рис.23 - фрагмент рис.22. На рис.23 Оxгhгzг - местная горизонтальная система координат, ориентированная в направлении движения объекта: ось Оzг - местная вертикаль; ось Оhг при J=0 совпадает с продольной осью объекта.
Обозначим, как и ранее, d - отклонение от вертикали; этот угол будем считать малым. Составим уравнение движения гироскопа в проекции на ось Оx¢, ограничиваясь рамками прецессионной теории и используя принцип Д’Аламбера
Первое слагаемое в этом равенстве есть гироскопический момент, включая момент, обусловленный переносным движением - движением объекта относительно Земли и вращением Земли; второе слагаемое - момент внешних сил. При этом - кажущееся ускорение, измеренное акселерометром, К - коэффициент передачи от входа по ускорению до выхода по моменту (т.е. произведение коэффициентов передачи акселерометра, электронного звена и датчика момента), М - прочие моменты, включая вредный. Важно отметить, что под К понимается в общем случае не константа, а некоторый оператор, который надлежит выбрать.
Как следует из рис.23,
.
Полагая, что вертикальное ускорение объекта мало, т.е. , и подставляя в предыдущее равенство, после преобразований получим
(42)
Стоящие в правой части уравнения (42) члены определяют ошибки гирогоризонта. Следует отметить, что ошибки гироскопических устройств, обусловленные скоростными членами (в данном случае uh, Wh) принято называть скоростными, а обусловленные ускорениями (перегрузками) - баллистическими (в данном случае они обусловливаются членом ). Чтобы исключить ошибки гирогоризонта вследствие движения объекта, используем шулеровскую настройку контура построения вертикали. Сопоставляя левую часть уравнения (42) с левой частью уравнения (38) для невозмущаемого маятника (т.е. при = R), обнаружим, что шулеровская настройка гирогоризонта обеспечивается, если передаточная функция, соответствующая оператору К, имеет вид
т.е. контур коррекции является интегрирующим. При указанном К уравнение (42) принимает вид
(43)
Но, как вытекает из раздела 3.2, выражение в скобках обращается в нуль, а достаточно мало. Впрочем, и малое в прецизионных системах компенсируется путем подачи на ДМ вычисляемого в системе управления сигнала, соответствующего моменту
.
Таким образом построенный гирогоризонт невозмущаем, и основной источник его ошибок - вредный момент по оси подвеса, причем переменная составляющая этого момента. Влияние этой ошибки уменьшается с ростом кинетического момента гироскопа.
Процедура интегрирования осуществляется электронным звеном; при этом в контуре коррекции второго канала электронным звеном должно также учитываться (соответствующим изменением коэффициента усиления) отклонение направления момента, развиваемого ДМ, от плоскости горизонта при J ¹ 0.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.