Рассмотрим гирогоризонт с коррекцией, контур коррекции которого построен с использованием
акселерометра и датчика момента. Схема такого устройства изображена на рис.22;
она включает гироскоп Г в трехстепенном подвесе, датчики углов ДУ и датчики
моментов ДМ, установленные по осям подвеса, акселерометры А, оси чувствительности
которых (на рис.22 они показаны стрелками) ортогональны вектору кинетического момента гироскопа, и электронные
звенья. Задачей устройства является удержание вектора
в
направлении местной вертикали. Если эта задача решается и гирогоризонт ориентирован
на объекте так, что его наружная ось подвеса направлена по продольной оси
объекта x1, как
показано на рисунке, то ДУ выдают в систему управления значения требуемых углов
тангажа J и крена g (или дифферента и
угла бортовой качки).
|
Гирогоризонт включает два идентичных контура построения вертикали. Проанализируем работу одного из них, используя рис.23 - фрагмент рис.22. На рис.23 Оxгhгzг - местная горизонтальная система координат, ориентированная в направлении движения объекта: ось Оzг - местная вертикаль; ось Оhг при J=0 совпадает с продольной осью объекта.
Обозначим,
как и ранее, d - отклонение от
вертикали; этот угол будем считать малым. Составим уравнение движения
гироскопа в проекции на ось Оx¢, ограничиваясь рамками прецессионной теории и
используя принцип Д’Аламбера
|
Первое слагаемое в этом равенстве есть
гироскопический момент, включая момент, обусловленный переносным движением -
движением объекта относительно Земли и вращением Земли; второе слагаемое -
момент внешних сил. При этом
- кажущееся ускорение,
измеренное акселерометром, К - коэффициент передачи от входа по
ускорению до выхода по моменту (т.е. произведение коэффициентов передачи акселерометра,
электронного звена и датчика момента), М - прочие моменты, включая вредный.
Важно отметить, что под К понимается в общем случае не константа, а некоторый
оператор, который надлежит выбрать.
Как следует из рис.23,
.
Полагая, что вертикальное ускорение объекта мало, т.е. ,
и подставляя
в предыдущее равенство, после
преобразований получим
(42)
Стоящие в правой части уравнения (42) члены
определяют ошибки гирогоризонта. Следует отметить, что ошибки гироскопических
устройств, обусловленные скоростными членами (в данном случае uh, Wh) принято называть скоростными, а
обусловленные ускорениями (перегрузками) - баллистическими (в
данном случае они обусловливаются членом ). Чтобы исключить ошибки гирогоризонта вследствие
движения объекта, используем шулеровскую настройку контура построения
вертикали. Сопоставляя левую часть уравнения (42) с левой частью уравнения (38)
для невозмущаемого маятника (т.е. при
= R), обнаружим,
что шулеровская настройка гирогоризонта обеспечивается, если передаточная
функция, соответствующая оператору К, имеет вид
т.е. контур коррекции является интегрирующим. При указанном К уравнение (42) принимает вид
(43)
Но, как вытекает из раздела 3.2, выражение в скобках
обращается в нуль, а достаточно мало. Впрочем, и
малое
в прецизионных системах компенсируется
путем подачи на ДМ вычисляемого в системе управления сигнала, соответствующего
моменту
.
Таким образом построенный гирогоризонт невозмущаем, и основной источник его ошибок - вредный момент по оси подвеса, причем переменная составляющая этого момента. Влияние этой ошибки уменьшается с ростом кинетического момента гироскопа.
Процедура интегрирования осуществляется электронным звеном; при этом в контуре коррекции второго канала электронным звеном должно также учитываться (соответствующим изменением коэффициента усиления) отклонение направления момента, развиваемого ДМ, от плоскости горизонта при J ¹ 0.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.