Технология сборки
летательных аппаратов
конспект лекций
Курлаева Н.В.
Введение
Особенности самолета как объекта сборки.
Самолет состоит из:
- планера
- органов взлета и посадки
- двигателя
- системы управления
- гидрогазового и радионавигационного оборудования
- спец. оборудования
Специфические особенности самолета как изделия.
1. Наличие функциональных внешних контуров и их сложность, обусловленные требованиями аэродинамики.
2. Наличие жестких весовых требований, приводящих к использованию деталей с малой относительной толщиной и малой жесткостью.
3. Многодетальность планера.
4. Большое разнообразие материалов и видов соединений.
5. Высокая надежность и ресурс планера.
6. Быстрое моральное старение.
7. Замкнутость конструкций и агрегатов, затрудняющая подходы в зону сборочных работ.
Объем и особенности сборочных работ.
Сборочные работы - это работы по ориентированию деталей в пространстве, их фиксации, соединения друг с другом, а также по контролю сборки.
Сборочные работы содержат три этапа:
1. Узловая сборка (сборка нервюр, шпангоутов, лонжеронов и т.д.).
2. Агрегатная сборка (сборка отсеков фюзеляжа и крыла).
3. Общая сборка.
К п.2 и 3 добавляются сборочно-монтажные испытания.
Особенности сборочных работ.
1. Высокая трудоемкость. Тсб = 45%, снизить Тсб можно путем рационального членения конструкции, применением моноблочных панелей и узлов, организационными мероприятиями, устранением подгоночных работ.
2. Низкий уровень механизации. 35-40% сборочных работ выполняется вручную.
3. Большое количество видов соединений.
4. Большое количество сборочных приспособлений, придающих необходимую форму нежестким деталям и обеспечивающих необходимую точность и взаимозаменяемость сборочных единиц.
5. Сложные условия труда на агрегатной сборке.
Требования к наружным обводам и расположением агрегатов, налагаемые при сборке планера.
Эти требования обуславливаются аэродинамикой и Нормами Прочности. Все допуски на основе аэродинамики и прочностных испытаний.
1. Отклонения от теоретического контура.
Крыло, оперение
DhI = ± 0,6 мм
DhII = ± 0,8 мм
DhIII = ± 1,0 мм
Фюзеляж
DhI = ± 1,0 мм
DhII = ± 1,2 мм
2. Ступеньки по стыкам обшивок и агрегатов (отсеков).
DS’ (против потока) для обшивок: 0...0,2 мм (в зависимости от зон);
для агрегата: 0,3...0,5 мм.
DS’’ (по потоку) для обшивок: 0,3...0,5 мм;
для агрегата: 0,5...1,0 мм.
3. Волнистость поверхности.
а / l = 1 / 200 – допуск на волнистость.
а – амплитуда волны поверхности,
l - длина волны.
4. Зазоры.
DЗ’ (против потока) £ 1,0 мм,
DЗ’’ (по потоку) £ 1,5 мм.
5. Шероховатость поверхности.
а) выступание потайных головок заклепок и болтов
б) односторонний зазор по закладным головкам потайных заклепок и болтов
в) перекос закладной головки заклепок и болтов
6. Отклонение агрегатов по габаритам.
Dlk = ± 10 мм – размах крыла;
Dlф = ± 5 мм – длина фюзеляжа;
7. Отклонения по шагу шпангоутов, нервюр, стрингеров.
DZш.р. = DZн.р. = ± 2 мм,
DZш.с. = DZн.с. = ± 1 мм.
ш.с.; н.с. – силовые элементы, ш.р.; н.р. – рядовые элементы.
Dlстр. = ± 1,0 мм (одинарная кривизна),
Dlстр. = ± 2,0 мм (двойная кривизна).
8. Отклонение в установке отсеков и агрегатов.
1. Теоретические основы сборки.
1.1.Конструктивно - технологическое членение планера
1.1.1. Сборочные единицы планера.
Для удобства проектирования, сборки, изготовления и эксплуатации планер самолета разделяется на отдельные законченные в конструктивном и техническом смысле объекты, называемыми сборочными единицами.
Агрегат - наиболее крупная сборочная единица, выполняет одну из функций планера.
Отсек - часть агрегата, создаваемая на основе конструктивных, эксплуатационных и технологических требований.
Панель - часть отсека, состоящей из обшивки, подкрепленной стрингерами.
Узел - наиболее мелкая сб. единица, состоящая непосредственно из деталей. Характерный признак узла - возможность сборки и контроля не зависимо от других сб. единиц.
1.1.2. Исходные данные при членении.
Ими являются конструктивные, технологические, эксплуатационные разъемы и стыки.
Разъемы - соединения, позволяющие перемещение одного агрегата или узла относительного другого.
Стыки - соединения агрегатов и узлов, при которых в процессе эксплуатации не допускается взаимного перемещения:
- цапфовые,
- вильчатые,
- фланцевые,
- шлицевые,
- ленточные,
- комбинированные.
Конструктивные разъемы и стыки вызваны:
1.Необходимостью выполнения узлом или агрегатом заданной функции.
2.Резкой разницей конструкции стыкуемых агрегатов и отсеков и связанных с ними технологиями.
3.Применением специфических материалов, влияющих на конструкцию и технологию.
Технологические разъемы и стыки вызваны:
1.Необходимостью применения рационального по габаритам оборудования и оснастки.
2.Невозможностью изготовления эталонов больших габаритов, т.к. происходит потеря прочности и жесткости.
3.Неудобство транспортировки узлов больших габаритов внутри завода.
4.Условиями экономики, когда членениями улучшаются ТТХ сборки.
Эксплуатационные разъемы и стыки вызваны:
1.Необходимостью замены, осмотра и регулировки агрегатов и систем.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.