Специфические особенности самолета как изделия. Теоретические основы сборки. Технология выполнения соединений, применяемых при сборке планера, страница 14

Сверление: осуществляется алмазными сверлами или из твердых сплавов ВК6М, ВК8, ВК10М; диаметр сверла > диаметра отверстия из-за упругости материала и последующей усадки отверстия; и меньше, чем у легких сплавов.

Сверление в смешанных пакетах (Ме + КМ) и в однородных с различной толщиной листов при использовании пневмодрелей и станков с ручной подачей, осуществляется в 2 перехода: сначала со стороны Ме или толстого КМ, затем с другой стороны, т.к. из-за разницы в усилиях отверстие в КМ может получиться типа "проткнутого". На станках с регулируемой подачей – за 1 переход с той же стороны. Зажатие при сверлении - надежное, но не вызывающее растрескивание КМ.

Пробивка: для КМ с повышенным абразивным воздействием (напр. волокна В) целесообразно применять пробивку.

Формование: при изготовлении деталей из КМ методом выкладки или намотки можно получить отверстия и гнезда до полного отверждения КМ. При этом снижается прочность отверстий на смятие, но повышается прочность КМ на растяжение, т.к. исключается перерезание волокон.

Зенкование: требуется меньшее число оборотов n < 1000 об/мин, чем для легких сплавов; минимальное биение для исключения дробленой поверхности; инструмент - шестизубые зенковки (обычно 3-х) для уменьшения износа и улучшения качества гнезда.

2. Клепка

Вследствие малой пластичности КМ применяется так называемая малодеформационная клепка - МДК, а именно:

а) применение заклепок переменной жесткости;

б) постановка шайб под замыкающую головку, что уменьшает раздачу стержня, улучшает натяжку пакета и, увеличивая опорную площадь, уменьшает раскрашивание КМ;

в) применение раскатывания, клепки с наложением УЗ в зоне замыкающей головки, клепки с нагревом замыкающей головки, т.е. локализации пластических деформаций в области замыкающей головки.

2.2.7. Герметичная клепка

Герметизируют заклепочные швы:

- кабин

- топливных баков

- грузовых отсеков

Утечка происходит следующим образом:

Способы устранения утечки

1. По заклепкам


ЗУК                       ЗУС             резиновое кольцо           резиновая втулка


Заклепка с пояском                                      коническая

2. По контактным поверхностям листов а) прокладки из резины или пластмассы – Прокладки не имеют сцепления с поверхностью, поэтому они не надежны. Их применяют в  разъемных соединениях;

б) специальные уплотнители – герметики. Герметики надежны.

Требования:

- пластичность при всех условиях эксплуатации;

- сцепляемость (адгезия) с поверхностью > 10 кг/кв. см;

- водо-, топливо-, масло-стойкость;

- устойчивость к воздействию тепла и солнечной радиации;

- минимальная токсичность;

- не должны оказывать коррозионного воздействия.

Состав:

синтетический каучук + сажа (асбест, графит)

Марка герметика

Температура работы

Консистенция

Жизнеспособность

Область применения

У20А

-50 … +70

Лента, жгут

Не ограничена

Кабины

У30МЭС-5

-60 … +130

Паста

Раствор

3 часа

Кабины, топливные емкости

ВТУР

----------

Раствор

12 часов

Топливные емкости

ВГФ-1

-70 … +250

Паста

Раствор

4 часа

0,5 часов

Топливные емкости

У2-28

-60 … +300

Раствор

3 часа

Кабины

Способы герметизации по контактным поверхностям листов

- поверхностная: (кабины самолетов, летающих до 4000 м)

Обеспечивает наименьшую степень герметизации

- внутришовная: (кабины высотных самолетов, типа вентиляционных)

Более высокая степень герметизации, но трудоемкость выше в 3 … 4 раза.

- комбинированная: (внутришовная + поверхностная)

Обеспечивает полную герметизацию. Применяется для топливных емкостей и регенерационных кабин.

Основные операции герметизации.

1) подготовка поверхности:

40% утечек - из-за плохой подготовки поверхности.

Переходы:

а) очистка от пыли и влаги, производится с помощью тряпок и СМС.

б) обезжиривание (бензином, горячей струей или паром, трихлорэтиленом).