Специфические особенности самолета как изделия. Теоретические основы сборки. Технология выполнения соединений, применяемых при сборке планера, страница 18

Недостатки те же, кроме п.5.

Технология ТЭС и РЭС

I) Жаропрочные и нержавеющие стали

1) Подготовка поверхности

Кромки деталей на 20...30 мм от края с 2-х сторон очищают от грязи и окисных пленок. Существуют 2 способа:

а) механический: очистка наждачными кругами на полировочных машинах, обдувка сжатым воздухом, обезжиривание в растворе трихлорэтилена;

б) химический: травление в HCl или серной кислоте.

Допускается наличие таких покрытий: цинковое, фосфатное, кадмиевое.

2) Сборка-прихватка

Узлы собирают в СП. Прихватка малых узлов - на машинах, крупногабаритных - "клещами".

3) Контроль прихватки: диаметр отпечатка, отсутствие трещин, глубина вмятины, шаг, зазоры между листами (<0.2...0.5 мм).

4) Сварка. Осуществляется на стационарных точечных и роликовых машинах и автоматах в СП и без, с применением ковочного давления (увеличение прочности шва на 50%) и без него.

5) Правка после сварки.

6) Контроль сварки - 100%.

Этапы контроля:

а) пооперационный контроль, б) визуальный осмотр, в) испытание на герметичность (РЭС), г) магнитопорошковый, Re и гаммаграфический, УЗ контроль, д) испытания на прочность выборочно.

7) ТО ответственных узлов для снятия  внутренних напряжений.

8) Нанесение антикоррозионных покрытий (для жаропрочных).

II) Легкие сплавы

1) Предварительная сборка

Требования к чистоте поверхности изделий из легких сплавов выше, чем для сталей. Поэтому детали устанавливают в СП, размечают, обрезают припуски и разбирают.

2) Подготовка поверхности

Механическим путем: зачистка металлической щеткой, обезжиривание бензином, ацетоном.

Химическим путем - травление в растворе ортофосфорной  кислоты, с последующей промывкой в горячей и холодной воде.

3) Контроль электросопротивления.

Пакет зажимают между  двумя электродами на прессе и с помощью микрометра измеряется электросопротивление, которое должно быть не более 40...200 мкОм.

4) Окончательная сборка в СП.

При этом для улучшения коррозионной защиты кромки деталей окрашивают грунтом АЛГ-1.

5) Прихватка, контроль. Необходимо измерить зазор между деталями (0,2...0,3 мм).

6) Сварка с обязательной проковкой шва.

Циклограмма сварки

7) Правка.

8) Контроль сварки.

9) Грунтовка и окраска: анодирование.

3. Стыковая сварка.

а) оплавлением

Подводим детали близко, но не соприкасаем. Включаем ток. Торцы деталей плавятся. Происходит осадка силами Р.

iст = 2,5 ...15 А/мм2;

iАl = 80 ... 130 А/мм2;

Pст = 2 ... 12 кгс/мм2;

PAl = 12 ... 20 кгc/мм2;

Pзаж = 6 ... 10 тс;

Sсеч = (10 ... 40) х 103 мм2;

Припуск 6 ... 20 мм на каждую деталь.

Область применения: цилиндры, профили, трубы, листы.

Материал: стали, Al-сплавы, Cu-сплавы.

Оборудование: машины, автоматы стыковой сварки.

+      1) отсутствие присадочного материала,

2) высокая прочность, равная 0.9 прочности основного материала,

3) возможность сварки сечений сложной формы,

4) отсутствие обработки кромок.

-      потеря материала из-за припуска.

б) сопротивлением

Тщательно подогнанные торцы сближаются, дают давление Р = 1 ... 2 кг/мм2, включают ток, после прогревания и достижения нужной температуры дают осадочное давление Р = 1,5 ... 3 кгс/мм2.

i = 40 ... 50 А/мм2;

Sсеч = 0,03 ... 200.

Область применения: листы, проволока.

Материалы - те же, только простого сечения.

Оборудование: машины, автоматы.

Преимущества те же.

Недостатки:  1) необходимость точной подгонки торцов,

2) деформирование в месте стыка.

II. Сварка взрывом.


Образование соединения за счет сил молекулярного сцепления в результате метания одной детали к другой посредством взрывной волны.

Область применения: листы, трубы, профиль с листом, сотовые блоки.

Материал: стали, сплавы Al, Ni, Cu, Ti, пластмассы, разнородные материалы, d = 0,2 ... 25 мм, d = 6мм.

Параметры: P = 10 ... 3000 кгс/мм2, t = 900 °С (в контакте), зазор 0,1 ... 0,4 мм, Vсв = (2,5 ... 5) х 103 см/мин.

Выгорающие ВВ: черный и бездымный порох.

Детонирующие ВВ: динамит, тетрил, тринитротолуол.

+      1) высокая производительность,

2) отсутствие спец. оборудования,

3) возможность сварки тугоплавких и разнородных материалов,

4) возможность сварки листов больших габаритов,