Специфические особенности самолета как изделия. Теоретические основы сборки. Технология выполнения соединений, применяемых при сборке планера, страница 25

При сборке сложность представляет постановка последней панели.

Присоединяют:

а) через вырезы в нервюрах или лонжеронах;

б) путем временного снятия одного из лонжеронов.

Сборка агрегатов из отсеков

Агрегаты на отсеки разделяются по конструктивно-экспуатационным (болтовое соединение) и технологическим (клепка, сварка) стыкам.

Сборка агрегатов из отсеков требует применения специальных С.П. - стыковочных стендов, конструкция стыковочного стенда должна обеспечивать установку стыкуемых отсеков в требуемое положение и точное совмещение базовых поверхностей стыков.

Пример: см. Сборка агрегатов по УБО.

Характерно: наименьший цикл сборки, простота оснастки, удобство работ, возможность автоматизации с применением лазерных систем.

Способы контроля обводов в поперечном сечении

1) По рубильникам в СП с помощью щупа. Точность мала, так как агрегат сжат рубильником.

2) По эквидистантным КШКС

3) В специальных контрольных стендах


Контроль обводов в продольном сечении может осуществляться универсальной линейкой.

Технология общей сборки

Сборка самолета

Включает:

1) сборку планера из агрегатов

2) монтаж двигателей

3) монтаж шасси

4) монтаж ЭРНО

5) монтаж гидрогазовых систем

6) монтаж систем управления

7) нивелирование самолета

8) малярные работы

Общая сборка

Проводится по поточно-конвейерному методу от базового агрегата.

Типы конвейерных линий:

1. с закруглением рельсового пути

2. с поворотными кругами

3. с траверсными или передаточными тележками

Содержание работ на общей сборке

1. Сборка планера из агрегатов

- стыковка агрегатов по узлам стыка  планера и коммуникаций.

2. Монтаж двигателя

- проведение монтажных работ на самом двигателе, установка его на самолет с помощью оптических приборов.

3. Монтаж шасси

- установка самого шасси, механизмов уборки и выпуска и присоединение тяг управления.

- после установки самолета в линию полета при нивелировании проверяют базу шасси, ширину колеи, симметричность расположения колес.

- после проведения монтажа систем проводят отработку уборки и выпуска шасси.

4. Монтаж ЭРНО и ГГС

- установка блоков и прокладка жгутов и трубопроводов, которые можно осуществить только на полностью собранном самолете.

После монтажа проводится отработка на функционирование ГГС при рабочем давлении и испытание ЭРНО под током.

5. Монтаж систем управления

- проводится в том объеме, который можно осуществить на полностью собранном самолете.

После монтажа проверяют муфты жестких систем, натяжение тросов и их трение, усилие рук и ног летчика и угловые отклонения рулей.

6. Нивелирование самолета

- установка самолета в линию полета

- проверка расположения агрегатов, относительно друг друга

- регулировка отклонения рулей, элеронов и других узлов.

Нивелирование проводится на спец. бетонированной площадки, фундамент которой изолирован от окружающих строений. Используют нивелировочную схему, где указаны расположения нивелировочных точек относительно друг друга и допуски на эти размеры.

Реперные или нивелировочные точки – это красные круги диаметром 10 мм, наносимые в стапеле при сборке агрегатов.

1) Установка в линию полета – это установка самолета в такое положение, когда его продольная и поперечная оси находятся в горизонтальной плоскости.

Для этого по нивелиру ведут отсчет по реперным точкам центроплана или фюзеляжа.


2) Проверка соосности отсеков и агрегатов.

Проверяем соосность отсеков фюзеляжа Ф1 и Ф2. Первые две струны совмещают с вертикальным штрихом теодолита и ведут отсчет по линейке, укрепленной на третьей струне. Вместо струн и отвесов применяют линейки в виде стоек.

В случае несоосности отсеки возвращают в сборочные цехи, а стапели и разделочные стенды дорабатывают.

3) Регулировка отклонения рулей.

Если У не соответствует нивелировочной схеме, то регулируют управление. Для сокращения времени нивелирования применяют нивелировочные стенды.


          Нивелирование крупногабаритных самолетов осуществляют с помощью ОКГ.

7. Малярные работы

- покрывают красками и лаками и наносят опознавательные знаки.

Проводятся летные испытания и затем самолет сдается заказчику.