Специфические особенности самолета как изделия. Теоретические основы сборки. Технология выполнения соединений, применяемых при сборке планера, страница 10

5) большая шероховатость поверхности по сравнению с пайкой и склеиванием;

6) нарушение антикоррозионного покрытия из-за трещин при ударной клепке.

2.2.2. Виды швов

По конструктивному признаку:

 


          - внахлест (узлы каркаса планера)

 


- встык с одной накладкой (обшивки, узлы каркаса)

 


- встык с двумя накладками (силовые узлы планера)

                                        - стрингерное

 


По степени герметичности:

1) прочные швы;

2) прочные - плотные (т.е. герметичные).

2.2.3. Типы заклепок

 


Специальные типы

 

Специальные типы заклепок составляют в настоящее время 20%.

Материал заклепок: алюминиевые сплавы: В94, В65, Д18П, Д19П, АМг, АМц; стали: 30ХГСА, Х18Н9Т, 20Г2.

Форма головок заклепок:

Плоская (ЗП) (бочкообразная)          Полукруглая                 

Плосковыпуклая (чечевицеобразная)                             Потайная (ЗУ)

Головки заклепок маркируют:

 


           В94          В65            АМц

.  .

вып.                             вып.

Все заклепки нормализованы: 3531, А-2, 6-7.

2.2.4. Основные технологические операции постановки обыкновенных стержневых заклепок

1. Образование отверстия.

2. Упрочнение (при необходимости).

3. Образование гнезда под потайную головку заклепки (при необходимости).

4. Вставка заклепок и натяжка пакета.

5. Клепка.

6. Контроль.

Образование отверстия

Это подготовительная операция, от качества которой во многом зависит качество заклепочного шва.

Методы образования отверстия:

1)  пробивка.

Пробивка осуществляется на прессах с применением дыропробивных штампов.

+  высокая производительность

- а) снижение прочности и выносливости вследствие наклепа стенок отверстий и микротрещин;

б) низкая чистота стенок из-за заусенцев;

в) выпучивание листов в зоне отверстия;

г) невозможность образования отверстия непосредственно в стапелях.

Поэтому применяется только для Н.О.

2) сверление.

Сверление менее производительно, но дает хорошее качество стенок отверстия.

Оборудование:

1)  пневмодрели n = 500 ... 17000 об/мин.;

2)  универсальные станки: вертикально-сверлильный, радиально-сверлильный;

3)  специальные сверлильные и сверлильно-зенковальные установки: СУ-Н,      СУ-Ш, СЗУ-Ф1, СЗУ-ПК - состоящие из поддерживающих устройств и сверлильно-зенковальных элементов (СЗА – рабочая головка) или радиально-сверлильного станка;

4)  СЗВУ - сборочное приспособление со встроенным СЗА;

5)  автомат ГСЗ (группового сверления и зенкования).

Инструмент:

спиральные сверла из У7А, У10А (для AL-сплавов);

быстрорез  Р9, Р18 (для сталей);

быстрорез с пластинками из твердых сплавов Т15К6, ВК8 и др. (для 30ХГСНА, Ti-сплавов).

Режимы сверления:

n = 500 ... 3500 об/мин. для Ti-сплавов и для AL-сплавов

s = 0,03...0,15 об/мин.

Порядок сверления: для длинномерных деталей каркаса и обшивок для исключения коробления, увода и образования "хлопунов".

Существуют два метода последовательности сверления и клепки:

          1. Концевой                                                            2. Центральный накладка

 


стрингер

Способы ориентирования сверла по центру отверстия:

1) По разметке, погрешность по шагу Dt  = ± 0,5 мм;

2) по шаблону с втулками, Dt = ± 0,2 мм;

3) по кондуктору, Dt  = ± 0,1 мм;

4) по НО, Dt  = ± 0,2 мм;

5) по программе на станках с ЧПУ, Dt  = ± 0,05 мм.

Контролируемые параметры:

1) диаметр отверстия: dотв = dз + (0,1 … 0,2),    где dз – диаметр заклепки. Проверяется калибром-пробкой.

2) шаг: t ± 1 мм.

3) перемычка: l ³ 2dз

4) перпендикулярность оси отверстия. Проверяется калибром-пробкой с фланцем, щупом.

5) отсутствие эллипсности и огранки. Проверяется нутромером и индикатором.

6) отсутствие заусенцев.

7) отсутствие трещин по стенкам отверстий. Проверяется лупой четырехкратного увеличения.

8) плотность прилегания листов и отсутствие стружки между ними.

Упрочнение отверстия