Специфические особенности самолета как изделия. Теоретические основы сборки. Технология выполнения соединений, применяемых при сборке планера, страница 9

Обшивка

 

Стенка

 

Стрингер

 
 


3. Составление структурной схемы получения обводов рубильника-стапеля (на основании схемы-увязки). Выбираем те схемы, которые необходимы для расчета размерной цепи (РЦ).

ТП

 

ШКК

 

ЭП

 

КЭИ

 

МЭ

 

Стапель

 
 


ШКС

 
 


ЭП – эталон поверхности;                 КЭИ – контр эталон инструментальный;

МЭ – монтажный эталон.

Отсюда:                                             Lсп = Lмэ + 2lмэ-сп

Lмэ = Lкэи + 2lкэи-мэ

4. Составление полной технологической размерной цепи. Образование внешнего обвода.

Hх = Lтп + 2lтп-шкк + 2lшкк-шкс + 2lшкс-эп + 2lэп-кэи + 2lкэи-мэ + 2lмэ-сп + 2lсп-аг

DHх = DLтп + 2Dlтп-шкк + … ± Сi

Все операционные погрешности берутся из таблиц.

5. Вычисление DHх. (Например, по методу полной взаимозаменяемости)

                       (DHх)в = S В.О.i               сравниваем с d т.у.

(DHх)н = S Н.О.i

В.О.i, Н.О.i – соответственно верхнее и нижнее отклонение i-того составляющего звена РЦ.

Если по точности расчеты не прошли, то меняем либо метод сборки, либо метод увязки, либо ужесточаем допуски изготовления эталонно-шаблонной оснастки.

2. Технология выполнения соединений, применяемых при сборке планера.

Соединения планера самолета

 


2.1. Классификация соединений.

 


По конструктивному признаку

 


По конструктивно-технологическому признаку

 

Неподвижное неразъемное соединение - обеспечивает неизменное взаимное положение деталей, разборка их не предусмотрена без повреждения конструкции и крепежа.

Соединения силовыми точками (заклепочное, болтовое, точечная сварка) характеризуются:

а) ослабленным сечением шва за счет отверстий или нагрева, б) концентратором напряжения в зоне точки, в) дискретностью процесса, которая снижает производительность.

Соединения непрерывным швом (роликовая сварка, клеевой шов) характеризуются:

а) незначительным ослаблением сечения шва за счет нагрева, б) незначительными концентраторами напряжений, в) непрерывностью процессов, что позволяет использовать автоматы.

Комбинированные соединения (клепка + склеивание) включают все признаки предыдущих видов и имеют следующую особенность:

Ркомб = (Рс.т. + Ркл) · w

Р – прочность;

w – коэффициент редуцирования £ 1, учитывает разницу пластических свойств соединительных сред.

Вид выбираемого соединения определяется материалом и особенностями конструкции.

Пример, в самолете среднего класса: заклепки - 60%, сварка - 20%, болты - 20%).

2.2. Технология выполнения заклепочных соединений.

2.2.1. Общие сведения

Заклепочное соединение - самое распространенное для самолетов с числом М £ 3, так как планер их обычно выполнен из алюминиевых сплавов (пример: ТУ-144 имеет 1,3 млн. заклепок).

Преимущества заклепочных соединений:

1) возможность выполнения соединений непосредственно в  стапелях, обеспечивающих требуемую точность внешних обводов;

2) отсутствие технологических выдержек;

3) простота контроля и исправления дефектов.

Недостатки:

1) увеличение массы конструкции за счет наличия выступающих частей заклепок;

2) снижение прочности и выносливости за счет наличия отверстий и концентрации напряжений в зоне отверстий;

3) большая трудоемкость;

4) вредность работ из-за шума и вибраций;