Специфические особенности самолета как изделия. Теоретические основы сборки. Технология выполнения соединений, применяемых при сборке планера, страница 2

2.Необходимостью транспортировки самолета по железной дороге.

Все разъемы и стыки в принципе вредны, т.к. утяжеляют конструкцию и снижают ресурс. Поэтому стараются совместить функции всех разъемов и стыков.

1.1.3. Технологичность сборочных единиц.

Технологичность - комплекс конструктивных свойств, позволяющих применить для изготовления узла наиболее совершенные технологические процессы. Существуют общие и конкретные показатели технологичности.

Общие показатели технологичности - качественная оценка изделия.

1. Простота форм наружных обводов. Желательно иметь внешние обводы линейными, т.е. иметь плоские, цилиндрические и конические поверхности.

2.Простота конструктивных разъемов и стыков, например:

3. Возможно менее жесткие требования к точности обводов и стыков.

4. Возможность членения конструкции на сборочные единицы для повышения процента механизации, снижения цикла и трудоемкости сборочных работ.

5. Обеспечение производственной взаимозаменяемости сб. единиц, т.е. возможности стыковки между собой без подгонки, например, фланцевый стык – нетехнологичен, скользящий стык – технологичен.

6. Применение более производительного вида и способа соединения.

7. Широкое применение в конструкции стандартизованных (нормализованных) и унифицированных элементов, что снижает объем сб. работ.

8. Более широкое использование монолитных панелей и узлов.

9. Широкое применение легкообрабатываемых материалов.

10. Увеличение преемственности конструкции, т.е. включение в конструкцию вновь создаваемого самолета некоторого количества элементов ранее созданного и освоенного в производстве изделия.

11. Наличие подходов для сборки и контроля всех элементов планера.

12. Обеспечение хороших условий труда, способствующих увеличению производительности труда.

Конкретные показатели технологичности - дают количественную оценку технологичности

1. Коэффициент преемственности.

Кпр = åmз.д. / mк, где     mз.д. - масса заимствованных деталей,

mк - общая масса.

2. Коэффициент повторяемости.

Кпов = Nнаим. / Nд, где     Nнаим. - количество наименований,

Nд - количество деталей.

3. Коэффициент монолитности.

Кмон = mк / Nд.

4. Коэффициент использования материала.

Ки.м. = åmд. / åmзаг..

5.Коэффициент стандартизации.

Кст. = Nст.д. / Nд – отношение количества стандартных деталей к общему количеству деталей.

6. Коэффициент панелирования.

Кпан = åSпан. / Sпланера – отношение суммы поверхностей панелей к поверхности планера.

7. Коэффициент дифференциации членения.

Кдиф.чл. = Nуз. / Nд – отношение количества узлов, на которые разбита данная конструкция к количеству деталей конструкции.

8. Коэффициент сборочного отверстия.

Ксб.о. = Nдет. сб.о.. / Nд.

9. Коэффициент станочного сверления.

Кст.св. = Nо.ст. / Nо – отношение количества отверстий, рассверленных на станке, к общему количеству отверстий в конструкции.

10. Коэффициент прессовой клепки.

Кпр.кл = Nз.пр. / Nз – отношение количества заклепок, расклепанных на прессе к общему количеству заклепок конструкции.

11. Коэффициент сравнительной скорости обработки.

Кср.обр. = Vмех.обр. / Vмех.обр.30ХГСНА – отношение скорости механообработки (сверление, развертывание и др.) детали конструкции к скорости механообработки для стали 30ХГСНА, которая обрабатывается гораздо труднее, чем остальные (взята за эталон).

12. Коэффициент удельной трудоемкости.

Куд.тр = Tк / mк [(н/час)/кг] – отношение трудоемкости изготовления рассматриваемой конструкции к ее массе. Он не является постоянной величиной и может меняться с те6чением времени.

13. Коэффициент производственной взаимозаменяемости.

Кпр.вз.з. = T0 / Tк – отношение трудоемкости сборки рассматриваемой конструкции в случае полной взаимозаменяемости к трудоемкости сборки в конкретном случае.

T0 = Tк – Tп, где Tп - трудоемкость подгоночных работ.

Кпр.вз.з. = 1 – Tп / Tк, сводя к нулю подгоночные работы достигаем max значение Кпр.вз.з..

1.1.4 Конструктивно - технологическое членение (КТЧ)

Схема КТЧ - это технологический документ директивного типа, представляющий собой изображение (изометрию) всех сб. единиц изделия в таком порядке, чтобы можно было представить себе общую компоновку изделия.