Специфические особенности самолета как изделия. Теоретические основы сборки. Технология выполнения соединений, применяемых при сборке планера, страница 6

10.  Установить обшивку с приклепанными носками на лонжерон и установить винты.

11.  Сверлить по НО лонжерона, зенковать, клепать.

Примечание: крепление носков лонжерона в принципе можно осуществить с помощью обычных заклепок, если имеется хороший подход к месту или с помощью закрепок для односторонней клепки.

Сборка по СО ведется обычно без сборочных приспособлений, но для удобства работ применяется простейшие поддерживающие устройства (ложементы и т. д.).

Правило назначения СО

1. СО задаются из числа отверстий под крепеж.

2. Расстояние между СО д. быть по возможности большим, не более 700 мм.

3. Для каждой детали достаточно задать 2 СО, но для крупногабаритных деталей их может быть 3 и более.

4. Диаметр СО - 2,6 мм; для последующего рассверливания.

5. Нельзя задавать СО на подсечках и в тройном пакете.

6. В деталях, подвергающихся штамповке-вытяжке СО сверлят после выполнения этой операции.

7. Если деталь установлена по СО сразу на две детали, то СО задается только для одной из этих деталей.

Увязка СО

Совпадение СО в деталях на сборке возможно в том случае, если они увязаны через единый первоисточник, а именно, ШКК, КП или программу.

+ - отсутствие сборочных приспособлений или их сильное упрощение.

- - ограниченная точность по обводу сб. ед. Þ ограниченная взаимозаменяемость.

1.4.5. Сборка в приспособлении (СП)

Это процесс, при котором базовые поверхности деталей совмещают с опорными поверхностями в приспособлении и фиксируют в таком положении на период выполнения соединения.

В СП собирают сборочные единицы из нежестких заготовок, полученных в производстве с помощью плазово-шаблонного метода или его разновидности.

В зависимости от используемых базовых поверхностей деталей при сборке различают следующие способы базирования:

I. Сборка по базе "Внешняя поверхность обшивки" (от обшивки)

Это процесс, при  котором  обшивка  или  панель  прижимается внешним обводом к базовым поверхностям СП на период соединения ее с каркасом.


          Сборочная размерная цепь по внешнему обводу:

Hх = Lос + 2Lос-аг

Lос – номинальный размер обвода стапеля в сечении Х-Х (по рубильнику)

Lос-аг – номинально равная нулю величина, отклонение которой выражает изменение размера Lос при переносе его на агрегат.

Порядок сборки

1.  Установить шпангоуты в стапель по установочно-базовым отверстия (УБО) при открытых рубильниках.

2.  Установить левую панель, закрыть рубильник, прижать к обводам рубильников. Сверлить изнутри отсека по НО в компенсаторах отверстия в шпангоуте, клепать.

3.  Установить правую панель, подогнать стыки обшивок. Сверлить и клепать.

Производственная погрешность:

DHх = DLос + 2DLос-аг ± Сi

DHх = ± 0,7 мм

+ 1. Высокая точность, т.к.:

а) сборка начинается с поверхностей, определяющих внешний обвод агрегата б) погрешности изготовления деталей каркаса почти  полностью компенсируются за счет наличия технологических и  конструктивных компенсаторов в) размер по внешнему обводу имеет наименьшее количество составляющих звеньев размерной цепи в сравнении с остальными способами базирования.

2. Высокое качество внешних обводов (без вмятин).

- 1. Способ применим только при наличии компенсаторов в конструкции.

2. Трудно осуществить прижим обшивки.

II. Сборка по базе "Внутренняя поверхность обшивки".


Процесс, при котором обшивка или панель прижимаются внутренней поверхностью к базовым поверхностям приспособления на период соединения ее с каркасом.

Сборочная размерная цепь:

Hх = Lоб-вк + 2Lоб + 2Lос-об

Lоб-вк – номинальный размер обвода стапеля, т. е. макетного шпангоута по внутреннему контуру обшивки

Порядок сборки

Технологический процесс аналогичен предыдущему.

Производственная погрешность:

DHх = DLоб-вк + 2DLоб + 2DLос-об ± Сi

DHх = ± 1 мм

+ 1. Проще конструкция стапеля.

2. Легче осуществить прижим обшивки.

- 1. Ниже точность в сравнении с предыдущим способом, так как в размерную цепь входят толщины обшивок.

2. Способ применим при наличии конструкционных или технологических компенсаторов.

III. Сборка по базе "Поверхность каркаса" (от каркаса)