Специфические особенности самолета как изделия. Теоретические основы сборки. Технология выполнения соединений, применяемых при сборке планера

Страницы работы

106 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Технология сборки

летательных аппаратов

конспект лекций

Курлаева Н.В.

Введение

Особенности самолета как объекта сборки.

Самолет состоит из:

- планера

- органов взлета и посадки

- двигателя

- системы управления

- гидрогазового и радионавигационного оборудования

- спец. оборудования

Специфические особенности самолета как изделия.

1. Наличие функциональных внешних контуров и их сложность, обусловленные требованиями аэродинамики.

2. Наличие жестких весовых требований, приводящих к использованию деталей с малой относительной толщиной и малой жесткостью.

3. Многодетальность планера.

4. Большое разнообразие материалов и видов соединений.

5. Высокая надежность и ресурс планера.

6. Быстрое моральное старение.

7. Замкнутость конструкций и агрегатов, затрудняющая подходы в зону сборочных работ.

Объем и особенности сборочных работ.

Сборочные работы - это работы по ориентированию деталей в пространстве, их фиксации, соединения друг с другом, а также по контролю сборки.

Сборочные работы содержат три этапа:

1. Узловая сборка (сборка нервюр, шпангоутов, лонжеронов и т.д.).

2. Агрегатная сборка (сборка отсеков фюзеляжа и крыла).

3. Общая сборка.

К п.2 и 3 добавляются сборочно-монтажные испытания.

Особенности сборочных работ.

1. Высокая трудоемкость. Тсб = 45%, снизить Тсб можно путем рационального членения конструкции, применением моноблочных панелей и узлов, организационными мероприятиями, устранением подгоночных работ.

2. Низкий уровень механизации. 35-40% сборочных работ выполняется вручную.

3. Большое количество видов соединений.

4. Большое количество сборочных приспособлений, придающих необходимую форму нежестким деталям и обеспечивающих необходимую точность и взаимозаменяемость сборочных единиц.

5. Сложные условия труда на агрегатной сборке.

Требования к наружным обводам и расположением агрегатов, налагаемые при сборке планера.

Эти требования обуславливаются аэродинамикой и Нормами Прочности. Все допуски на основе аэродинамики и прочностных  испытаний.

1. Отклонения от теоретического контура.

Крыло, оперение

DhI = ± 0,6 мм

DhII = ± 0,8 мм

DhIII = ± 1,0 мм

Фюзеляж

DhI = ± 1,0 мм

DhII = ± 1,2 мм

2. Ступеньки по стыкам обшивок и агрегатов (отсеков).

DS’ (против потока) для обшивок: 0...0,2 мм (в зависимости от зон);

для агрегата: 0,3...0,5 мм.

DS’’ (по потоку) для обшивок: 0,3...0,5 мм;

для агрегата: 0,5...1,0 мм.

3. Волнистость поверхности.

а / l = 1 / 200 – допуск на волнистость.

а – амплитуда волны поверхности,

l - длина волны.

4. Зазоры.

DЗ’ (против потока) £ 1,0 мм,

DЗ’’ (по потоку) £ 1,5 мм.

5. Шероховатость поверхности.

а) выступание потайных головок заклепок и болтов

б) односторонний зазор по закладным головкам потайных заклепок и           болтов

в) перекос закладной головки заклепок и болтов

6. Отклонение агрегатов по габаритам.

Dlk = ± 10 мм – размах крыла;

Dlф =  ± 5 мм – длина фюзеляжа;

7. Отклонения по шагу шпангоутов, нервюр, стрингеров.

DZш.р. = DZн.р. = ± 2 мм,

DZш.с. = DZн.с. = ± 1 мм.

ш.с.; н.с. – силовые элементы, ш.р.; н.р. – рядовые элементы.

Dlстр. = ± 1,0 мм (одинарная кривизна),

Dlстр. = ± 2,0 мм (двойная кривизна).

8. Отклонение в установке отсеков и агрегатов.

1. Теоретические основы сборки.

1.1.Конструктивно - технологическое членение планера

1.1.1. Сборочные единицы планера.

Для удобства проектирования, сборки, изготовления и эксплуатации планер самолета разделяется на отдельные законченные в конструктивном и техническом смысле объекты, называемыми сборочными единицами.

Агрегат - наиболее крупная сборочная единица, выполняет одну из функций планера.

Отсек - часть агрегата, создаваемая на основе конструктивных, эксплуатационных и технологических требований.

Панель - часть отсека, состоящей из обшивки, подкрепленной стрингерами.

Узел - наиболее мелкая сб. единица, состоящая непосредственно из деталей. Характерный признак узла - возможность сборки и контроля не зависимо от других сб. единиц.

1.1.2. Исходные данные при членении.

Ими являются конструктивные, технологические, эксплуатационные разъемы и стыки.

Разъемы - соединения, позволяющие перемещение одного агрегата или узла относительного другого.

Стыки - соединения агрегатов и узлов, при которых в процессе эксплуатации не допускается взаимного перемещения:

- цапфовые,

- вильчатые,

- фланцевые,

- шлицевые,

- ленточные,

- комбинированные.

Конструктивные разъемы и стыки вызваны:

1.Необходимостью выполнения узлом или агрегатом заданной функции.

2.Резкой разницей конструкции стыкуемых агрегатов и отсеков и связанных с ними технологиями.

3.Применением специфических материалов, влияющих на конструкцию и технологию.

Технологические разъемы и стыки вызваны:

1.Необходимостью применения рационального по габаритам оборудования и оснастки.

2.Невозможностью изготовления эталонов больших габаритов, т.к. происходит потеря прочности и жесткости.

3.Неудобство транспортировки узлов больших габаритов внутри завода.

4.Условиями экономики, когда членениями улучшаются ТТХ сборки.

Эксплуатационные разъемы и стыки вызваны:

1.Необходимостью замены, осмотра и регулировки агрегатов и систем.

Похожие материалы

Информация о работе