ПРОГРАММА Профильной лаборатории
«Учебное исследование в математике»
1. Описание лаборатории
Цели лаборатории:
1. Складывание у старшеклассников обобщенного представления о математическом исследовании, введение языка описания.
2. Приобретение учащимися опыта учебно-исследовательской деятельности.
3. Приобретение учащимися опыта понимания и анализа специальных научных текстов и умения излагать результаты своей деятельности в заданной форме (статья, научный доклад, презентация и т. д.)
Задачи лаборатории:
1. Построить системные представления о математическом исследовании как о процессе гипотезирования и обоснования, его этапах, об определениях, теоремах и доказательствах как результатах исследования.
2. Ввести представление о 1) формах изложения хода; 2) результатов математического исследования.
3. Сформировать умение описывать суть исследовательского вопроса и ход исследования, проводить исследование простых математических объектов, излагать ход и результаты исследования (в заданной форме).
4. Организовать деятельность учащихся для приобретения ими 1) опыта математического исследования; 2) опыта понимания и анализа математических текстов.
5. Ввести знаковые средства рефлексивного оформления.
6. Организовать экспертирование содержания творческих работ.
Результаты:
1. Дипломные работы старшеклассников учебно – исследовательского типа.
2. Интеллектуальные умения: старшеклассники осваивают такие универсальные мыслительные действия, как анализ, обобщение, специализация, аналогия, систематизация и классификация и некоторые эвристические методы решения задач.
3. Деятельностные умения: исследовать простые математические объекты, формулировать предположение и проверять его на правдоподобность, представлять результаты исследования в заданной форме.
4. Коммуникативные умения: презентовать свои и относиться к чужим результатам исследований.
Место лаборатории в образовательном процессе
Лаборатория «Учебное исследование в математике» ориентирован на учащихся 10 - 11-х классов, выбравших в старшей школе математический профиль.
Элементы научной деятельности в современном мире лежат в основе любой профессиональной деятельности. Видимо поэтому в настоящее время “образование на основе исследования” начинает перемещаться из высшего в общее образование. “Проблемный подход” и “учебное исследование” бурно развиваются за рубежом преимущественно на материале социальных и гуманитарных наук. Препятствием проникновению указанного подхода в школьное математическое образование является сложившееся представление об обучении математике как о процессе трансляции системы знаний (или коллекции методов, используемых для исследований в других науках). Однако не менее высокую образовательную ценность имеет представление старшекласснику математики как вида научной деятельности, связанной с исследованием и гипотезированием.
Профильная лаборатория «Учебное исследование в математике» задает деятельностную компоненту математического образования, в ее рамках старшеклассники получат опыт построения математического знания. Более того, проводя математическое исследование, старшеклассник может освоить саму форму научной деятельности, поскольку в своем творчестве математик пользуется теми же методами исследования - наблюдением и обобщением, гипотезой и экспериментом, как это делает естествоиспытатель, излагая в форме определений, доказательств и теорем лишь результаты своих исследований, а также опыт научной коммуникации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.