
Именно для решения такого рода задач Вессель и придумал своё исчисление направленных отрезков. Кстати сказать, статья, в которой он это исчисление описал — это его единственная математическая работа за всю жизнь.
Как складывать и вычитать направленные отрезки, интуитивно понятно: как последовательные перемещения, «векторы». Но для полноты исчисления нужно также научиться умножать направленные отрезки и делить. При этом надо предупредить, что умножение направленных отрезков по Веселю будет отличаться от умножения векторов, если кто-то о таком умножении уже знает. Скалярное произведение двух векторов даёт число — а наше произведение направленных отрезков будет направленным отрезком.
Между прочим, с подобной ситуацией мы уже сталкивались раньше. Мы могли считать, что произведение двух отрезков (не направленных, а обычных отрезков) равно площади прямоугольника, построенного на этих отрезках, как на сторонах. Но можно определить произведение двух отрезков и иначе. Надо взять единичную мерку (например, 1 см), выразить длину обоих отрезков через эту мерку (например, 4 см и 6 см), перемножить длины (4 · 6 = 24) и построить отрезок полученной длины 24 см. Конечно, такой результат будет зависеть от выбора единичной мерки. Но когда мы её выберем, такое перемножение станет возможным.
Вессель в своих построениях
опирался на аналогичную идею. Пусть мы хотим перемножить два направленных отрезка
 и
 и  ,
получив в результате некий отрезок
,
получив в результате некий отрезок  . С этой целью зададим
на плоскости направленный единичный отрезок
. С этой целью зададим
на плоскости направленный единичный отрезок  ,
и введём следующее правило: для всякого отрезка
,
и введём следующее правило: для всякого отрезка  выполняется
соотношение
 выполняется
соотношение  . Запишем соотношение
. Запишем соотношение  в виде
 в виде  ,
а затем перепишем его в виде пропорции
,
а затем перепишем его в виде пропорции  .
.
Пока что наши действия были
формальными, но теперь мы наполним их содержанием, сказав:  должен так же получаться из
 должен так же получаться из  , как
, как  получается
из
 получается
из  . Но как
. Но как  получается
из
 получается
из  ? Во-первых, нужно умножить отрезок
? Во-первых, нужно умножить отрезок  на некоторое положительное число,
чтобы он растянулся (или сжался) до длины
 на некоторое положительное число,
чтобы он растянулся (или сжался) до длины  ,
а во-вторых, нужно повернуть результат на некоторый угол α, чтобы совместить
его с
,
а во-вторых, нужно повернуть результат на некоторый угол α, чтобы совместить
его с  . Стало быть, чтобы из
. Стало быть, чтобы из  получить
 получить  ,
надо
,
надо  умножить на то же самое
положительное число, растянув (сжав) его во столько же раз, а затем надо повернуть
результат на тот же самый угол α.
 умножить на то же самое
положительное число, растянув (сжав) его во столько же раз, а затем надо повернуть
результат на тот же самый угол α.

Удобно видеть на этой картинке два подобных одинаково ориентированных треугольника:

Задача 1. На плоскости задан своими декартовыми координатами
единичный отрезок  = (1, 0). Также даны
отрезки
 = (1, 0). Также даны
отрезки  = (1, 1),
 = (1, 1),  = (–4, 2). Постройте отрезки
 = (–4, 2). Постройте отрезки  ,
,  ,
,  ,
,  ,
,  ,
,  ,
,  ,
,  .
.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.