- адекватного письменного и устного оформления способов решения задач;
- проведения основных расчетов, связанных с началами статистики и теории вероятности;
- понимание вероятностно-статистической терминологии;
- поиска разных способов описания вероятностно-статических закономерностей.
Для оценивания образовательных результатов нами введена накопительно-критериальная система оценивания.
Каждый ученик максимально может получить по окончании курса 15 баллов:
- 5 баллов за качественно выполненное и прошедшее успешную защиту свое учебное мини-исследование;
- 5 баллов за контрольно-самостоятельные процедуры, оценивающие сформированность основных умений и навыков (см. выше в тексте);
- 5 баллов за активную позицию на занятиях курса: умение задать вопрос, дать аргументированный ответ, привести контрпример, предложить новый способ.
Далее баллы переводятся в итоговую отметку по курсу на основании группового рейтинга, в зависимости от максимально полученного балла в группе педагогом определяются интервалы перевода в отметки: «5», «4», «зачет». Максимальный балл, дающий отметку «5», не должен быть меньше 14 баллов.
Каждые 5 баллов из 15 баллов являются предметом совместных обсуждений и оценки по своим отдельным критериям. Рассмотрим их подробнее.
1. Для получения 5 баллов за учебное мини-исследование предлагается на защите ряд критериев:
- оформление работы (наглядность, ясность изложения, компьютерное выполнение рисунков, текста);
- содержание работы (описание проблемы, наличие своей гипотезы, описание способов проверки и обоснования гипотезы, полученных результатов, выводы)
- защита работы (умение понимать вопросы по своей проблеме и отвечать на них, поддерживать дискуссию, аргументированно отстаивать свою точку зрения).
По данным критериям каждый из присутствующих на защите может выставить свои баллы, далее баллы суммируются, и выводится средний результат. За каждый критерий можно поставить максимум 4 балла.
Итого: максимум 12 баллов. Далее педагогом производится перевод в пятибалльную систему:
11-12 баллов = 5 баллов;
9-10 баллов = 4 балла;
7-8 баллов = 3 балла;
5-6 баллов = 2 балла;
ниже 5 = 1 балл.
2. Для получения 5 баллов по контрольно-самостоятельным процедурам педагогом применяется общепринятая, стандартная система оценивания за контрольные и самостоятельные работы. Далее отметки суммируются, и средняя оценка идет в итоговый балл.
3. Для получения 5 баллов за активную позицию после каждого занятия курса по его результатам педагог организует совместно с учениками обсуждение работы каждого ученика на занятии по вышеназванным критериям. Далее в ходе обсуждения выявляются учащиеся, которым по результатам работы на занятии можно присудить какое-либо количество баллов (до 5 или 5). Педагог имеет право поставить свои 5 баллов за работу какому-либо ученику, но необходимо это аргументировать для учащихся группы.
Учебно-тематический план
Таблица 1
| № | Тематика занятий | Содержание деятельности | Часы | 
| Блок 1. Элементы математической статистики в учебном исследовании | 16 часов | ||
| Раздел 1.Таблица как средство представления данных | Изучение материала раздела основано на выполнении предложенных педагогом заданий, в ходе чего учащиеся сами учатся формировать структуру таблицы, извлекать новую информацию и проводить операции над данными из таблицы, выявлять существенные признаки при отборе информации. | 3 часа | |
| 1.1.1 | Структура таблицы, способы составления таблицы | ||
| 1.1.2 | Обработка числовых данных таблицы | ||
| 1.1.3 | Учебно-исследовательская задача: «Анализ и интерпретация данных о сдаче учениками 11 классов ЕГЭ». | Учащимся предлагается самостоятельно (группой) изучить таблицу уже обработанных данных по ЕГЭ и составить исследовательские вопросы с точки зрения разных позиций: ученика, подростка, родителя, педагога. Далее идет формирование учениками новых массивов числовых данных для ответов на исследовательские вопросы, содержательный анализ найденных ответов на занятиях. | 3 часа | 
| Самостоятельная работа № 1 | Ученики выполняют самостоятельную работу, направленную на оценку умений решать учебные задачи, применяя табличный способ обработки данных. | 1 час | |
| Раздел 2. Графическое представление информации | 3 часа | ||
| 1.2.1 | Столбчатая диаграмма | Учащиеся, обсуждая определения диаграмм, предложенные педагогом, выполняют самостоятельно группой задания данного раздела. В результате группа делает доклад (презентацию) о наиболее интересном для них способе представления данных в виде диаграмм, используя свои базы данных. | |
| 1.2.2 | Круговая диаграмма | ||
| 1.2.3 | Диаграмма рассеивания | ||
| 1.2.4 | График | ||
| 1.2.5 | Диаграмма и график в Excel | ||
| Самостоятельная работа № 2 | Ученики выполняют самостоятельную работу, направленную на оценку умений решать учебные задачи, применяя графический способ представления данных. | 1 час | |
| Раздел 3.Вариационный ряд и его числовые характеристики. | Изучение материала раздела основано на выполнении заданий, где ученикам самим требуется найти объекты, подходящие под определения основных статистических понятий, а также научиться решать задачи с применением этих понятий. Ученики строят диаграмму и график уже для вариационного ряда, выходя при этом на определение гистограммы и полигона распределения частот. Учебно-исследовательская задача является творческим заданием, которое не имеет готового ответа. Учащиеся сами проводят свое мини-исследование, результаты которого могут получиться разнообразными, что очень хорошо, так как в такой ситуации ученикам необходимо будет аргументировать свою точку зрения, апеллируя к знаниям. | 4 часа | |
| 1.3.1 | Числовые характеристики вариационного ряда | ||
| 1.3.2 | Учебно-исследовательская задача: «Определение авторства текста с помощью статистических методов» | ||
| Контрольная работа | Ученики самостоятельно выполняют контрольную работу, направленную на оценку умений решать учебные задачи, применяя разные статистические понятия. | 1 час | |
| Блок 2. Элементы теории вероятности в учебном исследовании | 16 часов | ||
| Раздел 1. Вероятность случайного события | 6 часов | ||
| 2.1.1 | Случайное событие | Определение случайной величины учащиеся формулируют самостоятельно, выполняя предложенные педагогом задания. Определения вероятности и ее свойств предлагаются педагогом, а ученики учатся его узнавать и применять в решении разного вида задач. | |
| 2.1.2 | Вероятность случайного события | ||
| 2.1.3 | Формула Бернулли. Биномиальное распределение | ||
| Раздел 2. Комбинаторика | 4 часа | ||
| 2.1.2 | Способы нахождения числа вариантов | При выполнении заданий данного раздела ученики подсчитывают число вариантов с помощью таблиц, графов и «дерева вариантов», после решения серии задач самостоятельно выводят правило суммы и произведения. Перестановки, размещения и сочетания вводятся педагогом как средства подсчета вероятности. | |
| 2.2.2 | Основные правила комбинаторики | ||
| 2.2.3 | Перестановки | ||
| 2.2.4 | Размещения | ||
| 2.2.5 | Сочетания | ||
| 2.2.6 | Подсчет вероятности с помощью размещений и сочетаний | ||
| 2.2.7 | Постановка и решение собственной учебно-исследовательской задачи с применением понятий теории вероятности | Ученики на основе полученных знаний по теории вероятности формулируют свои исследовательские вопросы и составляют план действий по поиску ответов. Далее реализуют план и оформляют в виде текста результаты проведенного учебного мини-исследования, которое должны защитить перед учениками и педагогом на специально отведенном для этого занятии. Защита проходит в форме презентации результатов и дискуссии. | 4 часа | 
| Итоговая контрольная работа | Ученики самостоятельно выполняют контрольную работу, направленную на оценку умений решать учебные задачи, применяя вероятностно-статистические понятия. | 2 часа | |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.