Организационная структура
1. Курс «Введение в математическое исследование» - обязателен для всех членов лаборатории. Курс направлен на освоение норм исследовательской деятельности и норм изложения результатов математического исследования. Автор курса Белоконь О.И.
2. Сцецкурсы двух типов:
· Направленные на освоение нового материала;
· Направленные на освоение новых методов и опирающиеся на известный материал;
· Направленные на освоение нового (экзотического) материала.
В каждом из блоков должно быть, как минимум, по два спецкурса, чтобы учащиеся могли выбрать один из предложенных.
К первому блоку могут быть отнесены следующие спецкурсы: , «Элементы теории вероятностей и математической статистики» (курс Юдиной Ю.Г. – разрабатывается), «Элементы теории вероятностей и комбинаторика» (курс Дербасовой Е.В. - разрабатывается), «Комплексные числа» (курс Туенок И.А. на базе курса А.И. Щетникова).
Ко второму блоку могут быть отнесены следующие спецкурсы: «Решение задач с модулем» (курс И.В. Гармашевой), «Решение задач с параметрами» (курс Кривонос Т.Г. - разрабатывается).
К третьему блоку могут быть отнесены следующие спецкурсы: «Геометрия и комплексные числа», «Матрицы и определители» (курс О.А. Францен), «Элементы алгебраической геометрии» (курс Францен О.А. – разрабатывается), «Равновеликость и равносоставленность геометрических тел» (курс Белоконь О.И. – разрабатывается).
3. Мастерская и индивидуальные консультации – обязательны для всех участников лаборатории, консультации проводятся в индивидуальном режиме. Задачей мастерской является организация исследовательской деятельности учащихся и патронаж их исследовательских работ.
Особенности изучения: методы преподавания и формы организации учебных занятий
Основной метод изучения: усвоение нового содержания через анализ и оформление учащимися своего опыта решения квазиисследовательской (учебно-исследовательской) задачи. Курс состоит из модулей, в которые входят: выполнение старшеклассниками учебного исследования, осмысление и анализ полученного опыта, построение обобщенных представлений о процессе исследования. Учебно-исследовательская задача вначале решается всей группой в коллективно-распределенной форме, а затем в малых учебных группах по 2-4 человека.
Методику оформления представлений можно разбить на два этапа. На первом этапе происходит работа с представлениями самих учащихся по поводу рассматриваемого объекта. Представления выкладываются, систематизируются, строится схема, обобщающая полученные результаты. На втором этапе происходит столкновение представлений учащихся с культурными образцами, схема уточняется, дополняется или проблематизируется, фиксируются результаты. Заметим, что для подобной работы с представлениями необходима коммуникация, что диктует семинарскую, дискуссионную форму занятий.
Основными формами учебных занятий являются семинары и мастерские, а также, на заключительном этапе изучения курса, самостоятельная работа учащихся (проведение самостоятельного математического исследования).
Авторам видится, что наиболее подходящим является блочный принцип изучения данного курса, который с одной стороны, дает возможность более концентрированного введения содержания, с другой стороны, позволяет более эффективно организовать самостоятельную работу учащихся. Занятия в форме мозгового штурма проблемы (не задачи), представляемой школьниками как выполнение открытых заданий (не всегда ясно, что дано и форма того, что должно получиться).
Формы контроля и предъявления результата: результаты работы над проблемой (которая никогда не завершается, проблема не исчерпывается до конца) оформляется в виде теорем и предъявляется на матсерской. Предварительно с учащимися обсуждается структура письменного текста и критерии оценки работы (выдержанность и полнота структуры, оригинальность, практическое и познавательное значение и т.д.). Основной формой контроля является описание хода рассуждений, решения задач. Итоговой формой контроля является написание творческой работы по задачам того или иного курса, оформленной согласно требованиям.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.