Программа профильной лаборатории «Учебное исследование в математике», страница 30

Пример 5. На соревнованиях по фигурному катанию две фигуристки получили (по шестибальной шкале) оценки судей:

Номер фигуристки

Номер судьи

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

4,8

5,6

4,9

5,2

4,7

4,9

4,9

4,8

4,7

2

5,1

4,2

5,0

4,9

5,0

5,1

5,0

5,1

5,0

Найдите среднее значение и размах.

Пример 6. Два футболиста участвовали в играх чемпионата, один в пяти сезонах, другой—в шести.

Тренерам надо сравнить их результативность и стабильность в забивании голов. Какого футболиста выберет тренер?

Условный номер сезона

1

2

3

4

5

6

Число голов, забитых 1-м футболистом

17

21

20

16

15

19

Число голов, забитых 2-м футболистом

17

20

18

21

14

Задание 3. Контрольное задание по теме: «Характеристики вариационного ряда»

Задание данного типа предназначено для контроля усвоения полученных знаний о числовых характеристиках.

Содержание задания: В задании предлагается либо провести исследование, либо проверить на верность утверждение, либо по представленным данным ответить на вопрос. Для решения задания требуется применить знания о характеристиках вариационного ряда.

Пример 7. Провести исследование: изучение учебной нагрузки класса. Для чего требуется записать в определенный день, сколько времени каждый ученик тратит на выполнение домашнего задания по алгебре, русскому языку, литературе и т.д.

Результатом исследования должен стать вывод о том, на домашнее задание по какому предмету класс тратит больше времени, и кто быстрее справляется с домашним заданием: мальчики или девочки?

Пример 8. Верно ли утверждение:средняя температура на планете Меркурий равна +15° и следовательно, климат на этой планете вполне пригоден для жизни.

Пример 9. В таблице приведены средние месячные температуры за 80 лет в Москве, Киеве, Новосибирске и Хабаровске:

Месяцы

Москва

Киев

Новосибирск

Хабаровск

1

-9,3

-5,9

-19,0

-22,3

2

-8,6

-5,2

-17,2

-17,2

3

-3,4

-0,4

-10,7

-8,5

4

5,1

7,5

-0,1

3,1

5

12,4

14,7

10,0

11,1

6

16,7

17,8

16,3

17,4

7

15,4

19,8

18,7

21,1

8

16,6

18,7

16,0

20,0

9

10,9

13,9

9,9

13,9

19

4,4

7,5

1,5

4,7

11

-2,0

1,2

-9,7

-8,1

12

-6,8

-3,5

-16,9

-18,5