Содержание курса
Курс «Статистика и теория вероятности в учебном исследовании» состоит из двух блоков, в первом блоке три раздела, во втором блоке – два раздела, каждый из которых содержит ряд тем (темы см. подробно далее в тексте). Блочный способ организации учебного материала нами выбран неслучайно, каждый блок предназначен для прохождения учениками определенного, завершенного цикла учебной и учебно-исследовательской деятельности.
В процессе прохождения каждого блока можно выделить следующие деятельностные этапы:
- вводная ситуация, постановка проблемы;
- введение основных понятий и способов как средства решения проблемы;
- разрешение изначально поставленной проблемы путем применения учащимися полученных знаний;
- учебно-исследовательская задача, требующая применения знаний в новой ситуации.
Блок 1. «Элементы математической статистики в учебном исследовании» включает следующие тематические разделы:
1. Таблица как средство представления данных.
2. Графическое представление информации.
3. Вариационный ряд и его числовые характеристики.
Блок 2. «Элементы теории вероятности в учебном исследовании» включает в себя следующие тематические разделы:
1. Вероятность случайного события.
2. Комбинаторика.
Логика изучения первого блока «Элементы математической статистики в учебном исследовании» следующая:
- на первых занятиях организуется учебная ситуация, целью которой является, с одной стороны, осознание учениками необходимости обработки различного вида информации и, с другой стороны, недостаточности имеющихся у них способов, средств это сделать (постановка проблемы);
- далее педагогом вводятся таблица, графические средства представления данных как одни из эффективных и наглядных способов представления информации, а также предлагается ученикам изучить основные статистические понятия, необходимые для обработки информации;
- педагог организует ситуацию возврата учеников в первоначальную проблемную ситуацию с целью ее разрешения путем применения полученных, новых знаний учеников о статистических понятиях и способах;
- заключительным этапом является постановка педагогом совместно с учениками учебно-исследовательской задачи, где требуется применение статистических понятий и способов, что дает возможность ученикам в новой ситуации оформить для себя собственные знания.
Логика изучения второго блока «Элементы теории вероятности в учебном исследовании» следующая:
- установочно-мотивационный этап, предполагающей ориентирование учеников на проведение собственного учебного исследования в конце прохождения второго блока, где им потребуется применить знания по теории вероятности;
- знакомство и изучение основных понятий теории вероятности через решение разного вида математических задач;
- решение тренировочных задач, где применяются изученные учениками понятия и способы;
- постановка и решение самим учениками учебно-исследовательской задачи, где требуется применение понятий теории вероятности
Таким образом, изучая курс «Начала математической статистики и теории вероятности», ученики получают возможность изучить понятия и способы математической статистики и теории вероятностей не просто путем знакомства с ними и отработки навыка при решении задач, а через постоянное их применение при решении учебных или учебно-исследовательских задач. Это позволяет сделать учебный процесс более интересным и осмысленным для самих учеников.
При этом, основные умения и навыки, такие как, разные способы представления информации, простейшие вероятностно-статистические расчеты, решение задач по статистике и теории вероятности выступают необходимым средством для эффективного применения знаний.
Содержание основных типов заданий и примеров.
Предполагаемые результаты выполнения заданий учащимися.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.