Методическое пособие для подготовки к семинарам по курсу «Методологические основы психологии»

Страницы работы

80 страниц (Word-файл)

Содержание работы

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ.

Введение.

            Методологическое пособие адресовано студентам – психологам, изучающим курс «Методологические основы психологии».

            В пособии преследуются две важные цели: обучающая и развивающая. Реализация первой цели предполагает усвоение студентами некоторого объема теоретических знаний, знакомство с работами  отечественных и зарубежных психологов, овладение понятийным аппаратом психологической науки. Для достижения этой большой цели в пособие включен аннотированный список источников из 43 наименований и тезаурус, раскрывающий смысл самых важных понятий.

            Вторая цель предполагает развитие творческого и интеллектуального потенциала личности студента, формирование устойчивой профессиональной мотивации, а также ориентирует на стремление будущих  психологов к личностному росту и самосовершенствованию.

            Подготовка студентами на основе предлагаемых материалов собственных сообщений, высказываний будет способствовать также развитию вербальных умений.  Очень важны творческие дискуссии, основанные на самостоятельной домашней работе студентов.

            Работа с пособием должна развивать также навыки самопознания.

            В конце дается 20 контрольных вопросов для подготовки к зачету или экзамену.

            Курс рассчитан на 28 часов, из которых 22 часа – лекционные и 6 – семинарские. Особо значим этот предмет для тех, кто посвятит себя научной работе, исследованием в избранной области знаний. Курс «методологические основы» тесно связан с уже приобретенными студентами знаниями  основ философии, общей психологии, истории философии и психологии; в этом его интегративный, междисциплинарный характер.

Распределение часов.

Название темы

Количество аудиторных часов

Лекции

Семинары

Всего:

1.

Общее представление о методологии науки (философский аспект)

2

2

2.

Методология психологи, ее предмет, объект

2

2

3.

Типы познания в истории науки

4

4

4.

Методы и методика психологических исследований

2

2

5.

Классическая и постклассическая парадигмы науки

2

2

6.

Специфика психологического знания

2

2

7.

Образовательные процессы, новые образовательные технологии, их психолого – методологический анализ

4

4

8.

Психология и религия

2

2

9.

Методические аспекты этнопсихологии

2

2

10.

Особенности научного познания

4

4

Итого:

22

6

26


Семинары:

  1. Методы и методика психологических исследований.

сообщение студентов по 5 темам:

    • Мышление, его виды
    • Методы практической психологии
    • Методы теоретической психологии
    • Спорные вопросы методики
    • Критерии выбора методов исследования
  1. Особенности научного познания

Анализ книги Ивина «Искусство правильно мыслить» М. 1996. Сообщения студентов по 7 главам книги.

Общие подходы к понятию методологии

            Методология относится к теоретическим философским знаниям, которые необходимы  для глубокого понимания профессии любому специалисту, получающему высшее образование. Особо значим этот предмет для тех, кто намеревается посвятить себя научной  работе, исследованиям в избранной области знаний. Курс методологии в вузе теснейшим образом связан  с уже приобретенными студентами на предыдущих курсах знаниями основ философии, общей психологии и истории психологии.  Любая самостоятельная работа, а особенно дипломная, требует серьезного методологического обоснования.

            Методология – это форма организации мышления. Напомним, что наука – это особый вид психической деятельности, и главными отличительными чертами науки являются следующие пять:

-  наличие законов и основанных на сформулированных законах теорий;

-  особый научный язык, отличающийся от обыденного точностью и абстрактностью;

-  накопление традиций, появление научных школ вокруг того или иного выдающегося научного исследователя;

-  коммуникативный характер, т.к. в одиночку невозможно добиться успеха;

-  науки интегрируют факты, открывая новое.

Великий М.В. Ломоносов, воспевая науки, писал:

Науки юношей питают,

Отраду старым придают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут…

            Есть несколько определений понятия «методология»:

-   Совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в науке.

-  Область знаний, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически - преобразующей деятельности.

-  Одна из форм самопознания и самосознания науки.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
515 Kb
Скачали:
0