Методическое пособие для подготовки к семинарам по курсу «Методологические основы психологии», страница 6

·  Все, что связано с мышлением; какие причины действуют через посредство внутренних условий. Описание связей при изучении тех или и иных явлений по дизъюнктивному пути (прерывный подход) или по недизъюнктивному пути, т.е. непрерывно раскрывая разные стороны объекта,  и взаимопроникновение объектов друг в друга.

·  Сопоставление понятий индивид, индивидуальность, личность.

Человек как продукт истории, но человек как творец истории. Субъектная активность  - единственное внутреннее условие развития. Только активность детерминирует психику.

Методология обладает особым языком, который ближе всего к философской терминологии.

Теория.

            Существует понятие «теоретический базис научного познания». Признаками базиса принято считать:

  • рассмотрение его в качестве наивысшего обобщения;
  • абстракция;
  • способность сохранять целостность при наличии общего состава.

Теоретический базис включает исходные понятия, принципы, гипотезы.

            В психологии, как и в любой науке, выделяются два уровня обобщения: теория как базис практики и основы самой теории.

            Есть теоретическая психология и практическая психология. Методология выступает как интегративный признак  основ теоретической психологии, она выполняет организационную функцию в управлении деятельностью субъекта познания и его практической деятельности.

            Долгие годы был распространен тип эмпирического мышления, т.е. такого, безусловным основанием которого служит практический опыт. Для эмпирического подхода главным выступает  то, что доступно для чувственного восприятия. Теоретическое мышление предполагает мыслительные эксперименты с так называемым «идеальным объектом». Подобный объект играет роль фундаментальной идей, на которую опирается все здание теории.

            Знание о познании включает изучение закономерностей, методов, возможностей и перспектив.

            Общенаучной базой методологии психологии выступают связи психологии с другими науками.

Философия                            Педагогика

                                    Психология

 


Социология                           Физиология

Рис. 1. Общее представление об общенаучной базе методологии психологии

Психология связана со следующими областями философии:

  • онтологией (занимается жизнью каждого человека)
  • феноменологией (анализирует факторы, ситуации, среду, условия развития личности, проявляющиеся в явлениях)
  • гносеологией (заявляет главным в познание как средство развития личности)
  • праксикологией (область практики развития личности)
  • аксиологией (изучает ценности личности)
  • акмеологией (направлена на понимание вершин, которых может достичь личность).

Теория строится на предсказании конкретных фактов. Ее законы и принципы – это методологический ориентир, обеспечивающий отыскание этих фактов.

Фундаментальные теории открывают глубинные законы действительности, общие для многих явлений. Примером такой теории для физиологии и психологии можно назвать теорию условных рефлексов И.П. Павлова.

Законы фундаментальных теорий применяются в прикладных науках, являясь методологическими рекомендациями.

В узком значении слова под теорией понимают не всю познавательную деятельность человека, а его внешнюю часть. Современная наука – это система различных теорий. Теория – целостная, непротиворечивая система взглядов идей и представлений, способная и раскрывать, и предсказывать явления действительности.

Базис всякой теории составляют общие понятия, принципы и гипотезы. Для современного научного познания характерно построение математических моделей и математических гипотез. Теория создается с целью объяснения какого – либо класса явлений. Чем больше явлений или процессов может предсказать или объяснить теория, тем богаче она по своему содержанию.