В 30-е годы XX века американские этнографы Б. Уорер и Э. Сепир выдвинули теорию о прямой связи языков с мышлением и образом жизни целых народов.
За последние годы во многих языках, в том числе и русском, появилось множество прямых заимствований – американизмов, связанных с новыми экономическими отношениями: маркетинг, лизинг, франчайзинг и прочее.
Речь очень важна для практического психолога. Умение внимательно, заинтересованно слушать, сосредоточиться именно на словах говорящего, а не на собственных проблемах – это профессиональная обязанность психолога-консультанта. Полезно следить не только за тем, что сказано, но и как сказано – каким тоном голоса, с какими акцентами и паузами. Понимать при этом и жесты, мимику – т.н. паралингвистику. Аудирование – восприятие на слух – ведущий вид речи, а говорение – самый диагностический. Еще в Древней Греции родилось высказывание: «Заговори, чтобы я тебя увидел», а в Европе появилось изречение «Моя речь – моя судьба». Излагать свои мысли точно и логично, подбирать такие слова, которые будут наверняка поняты собеседнику необходимо каждому, а педагогу, психологу, врачу особенно. Торопливая громкая речь – признак эмоционального возбуждения. Чтение – познавательный процесс, чтение еще называют пассивной и поздней формой речи, в слабо развитых обществах возможна поголовная неграмотность. Письменная речь трудоемка, в XXI веке ее заменяют многочисленные технические устройства, исчезает эпистолярный (в письмах) обмен информацией.
Существует много определений сути человека. Карл Линней в начале XVIII века ввел понятие homo sapiens-ludens – играющий, а применительно к речи homo lockvers – говорящий.
Можно считать, что культура – побочный продукт речи.
Письменная речь может оказать диагностическую помощь практическому психологу. С XVIII века существует графология – умение понять особенности человека по его подчерку. Так, плавное соединение букв с «хвостиками» в конце слов и предложений говорит о мирном, уживчивом человеке; остроугольные соединения слов с обрывистыми окончаниями свидетельствуют об агрессивности, конфликтности.
У речи множество функций, самая заметная – экспрессивная, отражающая отношение человека к событиям, она проявляется у самых маленьких детей и сохраняется в течение всей жизни, она зависит от возраста, пола, национальных, этнических особенностей говорящего. Есть и сигнификативная (от англ. significant – обозначаю) функция, состоящая в понимании слов всеми участвующими в речи. Интеллектуальная функция дает возможность осуществить главнейшее назначение речи – быть орудием мышления, поэтому речь коррелирует с сознанием в целом. Коммуникативная функция речи является интегральной, так как включает разные стороны. Психологи во всем мире разрабатывают тренинги по общению, способствующие личному самоусовершенствованию и налаживанию диалогов. Речь – универсальное средство мышления, общения и познания оттачивается на протяжении всей жизни человека.
И.П. Павлов дал научное объяснение механизмов воздействия словесного внушения на процессы в организме. Он показал, что вторая сигнальная система, то есть слово и речь во всех ее формах свойственные только человеку, отражает его социальную и духовную сущность и является высшим регулятором человеческого поведения.
Существует доступная всем стихотерапия – подбор для себя и повторение таких стихотворных строк, которые помогают расслабиться, отвлечься от тревожных мыслей.
Кто? |
(передает сообщение) |
- коммуникатор |
Что? |
(передается) |
- сообщение (текст) |
Как? |
(осуществляется передача) |
- канал |
Кому? |
(направлено сообщение) |
- аудитория (адресат) |
С каким эффектом? |
- эффективность |
Рис.9 Модель коммуникативного процесса (по Г. Лассуэллу)
|
|
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.