Методическое пособие для подготовки к семинарам по курсу «Методологические основы психологии», страница 37

Еще Аристотель выделял тело, душу и дух. Духовный и душевный миры очень сложны, так как к ним следует подходить не только с мерками рассудка, опасно препарировать, анализировать, а тем более манипулировать этими тонкими и сложными субстанциями.

Матеарилистичесая психология и медицина во многом разрушали цельность человека, занимаясь либо только телом (медицина), либо только душой (психология), отвергая и дух, и связь всех трех составляющих. Духовное – не предмет рациональной науки. В духовном всегда присутствует тайна.

Можно сформулировать несколько принципов воспитания, адресованных психологам, педагогам, родителям:

-  не относись к человеку как к средству достижения собственных целей;

-  не навязывай себя другому, а стремись понять, каков он, не исходя при этом из своих научных ли, теоретических ли схем и установок;

-  всегда разбирайся в индивидуальных особенностях человека.

Главный принцип «не навреди», не оказывай давления на человека, не стремись отнять его свободу, овладеть им. Душевную и духовную свободу человека надо бдительно хранить.

Важный методологический постулат сформулирован как идеалосообразность воспитания, усовершенствование внутреннего мира человека. Тот, кто обладает знаниями, даже и очень обширными, но не имеет соответствующего воспитания, может обратить знания во зло.

Суть образования – передача знаний, научения – передача умений.

Суть воспитания – приобщение к ценностям. Воспитание возможно лишь в процессе общения и лишь при наличии следующих четырех условий:

-  связь равных по значимости людей – воспитанника и воспитателя;

-  свобода вхождения в общение;

-  принятие цели общения с обеих сторон;

-  в общении проявляется интенциональность.

В течение последних десятилетий широкую популярность и постоянную рекламу даже в российской печати получила дианетика Р. Хаббарда. Ее представляют наукой о поведении человека, ведущую к пониманию причин тех или иных поступков с помощью концентрации мысли. Эта теория противоречит Православию, без Божьей помощи люди ничего не могут, исправляет человека Господь. Человек устроен иерархически, духовный уровень является ведущим по отношению к душевному и телесному. В то же время человек целостен. Если иерархия нарушается – страдают и душа и тело.

Психолог, психотерапевт, воспитатель, родитель ведут диалог, одновременно познавая клиента, больного, ученика, ребенка помогают ему, причем нередко одновременно совершает и профилактику психических отклонений.

В воспитании и любом общении психолога с клиентом важным основанием служит доминанта на другом, доминанта на собеседнике. Реализуется это основание через диалог. В отечественной психологии понимание диалога разработано М.М. Бахтиным, им сформулированы принципы и критерии диалогического метода в психотерапии, а еще шире в воспитательном воздействии. Надо помочь любому человеку самому раскрыть свои потенции. Суть диалогического общения субъект-субъектное, а не субъект-объектное взаимодействие. При субъект-объектных отношениях человек является средством, предметом манипулирования. Еще А.А. Ухтомский, разрабатывая проблему доминантности, указал, что в воспитании и самовоспитании необходимо и формировать и перестраивать свои доминанты, что человек властен над своими доминантами, которые формируются как результат господствующей деятельности.

Чтобы лучше понять другого человека, надо свое «Я» отодвинуть на второй план, а на первом месте увидеть другого. Ухтомский сформулировал этот прием образно: «Двойник умирает, чтобы дать место Собеседнику». Прежде всего психологу следует поверить, что у каждого человека есть своя неповторимая индивидуальность, свое лицо, свое призвание. Ухтомский говорил также о внутреннем единении, к которому люди должны стремиться.

Второе после доминанты понятие в психологии воспитания встречается в работах Бахтина. Это «вненаходимость», то есть сложность понимания другого, так как нужна дистанция, чтобы увидеть целостный образ другого. Когда-то еще Есенин писал: «Лицом к лицу, лица не увидать,