Методическое пособие для подготовки к семинарам по курсу «Методологические основы психологии», страница 24

1)  Первый ориентир: появление системы вариативных, инновационных технологий в культурно-исторической педагогике развития, возникновение авторских школ со своими методиками и методами обучения и воспитания. В ряде регионов создаются центры ДАР – диагностика, адаптация, развитие. В этом противопоставление тоталитарной культуры, когда люди стремятся быть как все, боятся социального контроля, когда происходит нивелирование личности, полезность провозглашается главным достоинством, а учителя ориентируются лишь на среднего ученика. Вариативное образование видит разных учащихся, предоставляя возможности для индивидуального развития каждого, что можно рассмотреть и как треугольник, в котором учитывается 3 разных типа детей.

                                    Дети одаренные

  дети с

асоциальным

поведением                                     дети с аномальным развитием

2)  Сосуществование, сотрудничество государственного, негосударственного и семейного образования, то есть возможность выбора родителями или самими учащимися, где им лучше развивать себя. Ныне не только в школьном, но и в средне специальном, и в высшем образовании существуют различные типы учебных заведений.

3)  Этническая дифференциация в образовании. Наличие национальных школ, обучение на родном языке, воспитание с учетом народных традиций, опоро на конфессиональное образование, ориентация на местные условия жизни и профессиональную направленность.

4)  Вместо предметоцентризма переход к образовательным областям, введение междисциплинных занятий, создание интегративных курсов.

5)  Смешанные линии развития самих образовательных учреждений, например, школа плюс детский сад или школа плюс вуз.

6)  Создание вариативных учебников, предоставление и самим школьникам, и их родителям выбирать, по какому заниматься. Появление так называемых мотивирующих учебников, которые повышают именно познавательную мотивацию учащихся большим количеством проблемных ситуаций, вопросов, задач. Приведем пример трех задачек, мотивирующих совместное творчество детей младшего школьного возраста и их родителей (ответы помещены в конце нашего пособия после вопросов к экзаменам и зачетам, стр. ).

-  Витя гулял на улице; видит – из земли торчит труба, а в ней сидит воробышек, выбраться не может. Витя попытался достать его оттуда, но не дотянулся. Позвал старшего брата, но и у него не получилось. «Вот если бы воробья кто-нибудь подсадил снизу», - подумал вслух Витя. «А это идея!» - смекнул брат, схватил ведро и побежал за песком.

Зачем понадобился песок?

Поспорил мужик, что целый месяц не будет днем  пить и есть, а ночью спать. И выиграл спор. Как?

Собаки любят гонять кошек. В Голландии, где за обиженных котов хозяевам собак приходится платить немалые штрафы, решили обезопасить кошек от своих питомцев. Что они придумали? Учтите, собаку нельзя все время держать на поводке. 

7)  Рекомендуется создание полифункциональных средств обучения, широкое использование информационных технологий, организация микролабораторий.

XX век по-иному будет рассматривать (и уже рассматривает) цель и смысл образования. Истинное образование в том, чтобы научить человека жить и трудиться не только для себя, но для блага других, развивая и воспитывая такие важные черты, как социальная ответственность, совесть, радость, испытываемую от помощи другим.

Общие перспективы образования во всем мире – в его демократизации. Не нужна школа, которая учит подчинять и подчиняться, лучше и важнее опыт каждого человека, давать возможности быть смелым, правдивым, сохраняя доверчивость и к тем, кто учит и к тем, кто вместе учится. Великий колумбийский писатель Габриэль Гарсиа Маркес в прощальном письме, адресованном всем людям Земли, сказал: «Ребенку я бы дал крылья и сам научил бы его летать».


Образование как институт социализации личности и ресурс развитии общества в контексте разных культур (историко-эволюционный анализ)