Заключение
Есть шутливое высказывание: «Не погружайся в методологию – очень устанешь!» Действительно, все философские науки требуют серьезных усилий. Однако, убежать от философии – значит убежать от самого себя. Самосознание – это главное в личности. Нельзя быть человеком, не пытаясь ответить хотя бы на три самых больших вопроса:
- что я значу?
- каковы мои основные ориентиры?
- каковы мои жизненные ценности?
Воспитать свой собственный ум, самого себя, конечно, личное дело каждого человека, но это и главная его задача.
В современной методологии психологии XXI века можно выделить пять парадигм. О них писал профессор Франкфуртского Университета Теодор Адорно. Он отмечал:
1) серьезное изменение социальной действительности, ее динамизм, противоречивость и открытость. В уходящем в прошлое индустриальном обществе главными были капитал и труд; в наступающем повсеместно информационном мире их место занимают информация и знание;
2) происходит быстрое устаревание всего предшествующего;
3) науки развиваются быстро и проникая друг в друга;
4) в научный оборот включаются новые источники;
5) Возрастает потребность в практической отдаче со стороны, прежде всего гуманитарных наук.
Происходит формирование единой науки о человеке, обществе, государстве, жизни в целом. Впервые сближаются и взаимодействуют противоположные концептуально-методологические подходы, рациональные и внерациональные, эзотерические, религиозные. Психология активно анализирует художественное творчество, музыку, поэзию и самое заметное – поворот к конкретному человеку. Именно человек – центр всей и всякой методологии.
Самая большая трудность при изучении предмета состоит в том, что уже более 100 лет длится кризис методологии, что накоплен громадный фактический материал, но нет всеобъемлющей и глубокой теории.
Аннотированный список рекомендуемой литературы.
| 
   1. Айзенк Г.Ю.  | 
  
   Интеллект. Новый взгляд, журнал «Вопросы психологии» №1, 1995г.  | 
 
| 
   2. Аллахвердов В.М.  | 
  
   «Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному озеру сознания», СПб.:2003г. Профессор СПбГУ в увлекательной форме высказывает свой подход к синтезу в психологии естественнонаучного, гуманитарного и религиозного подходов.  | 
 
| 
   3. Амонашвили Ш.А.  | 
  
   «Школа жизни» М.: 2003г. Академик, педагог, психолог исследует современное образование, роль педагога во взаимодействиях со школьниками и их родителями. Книга написана образно, с большим количеством фактов.  | 
 
| 
   4. Ананьев Б.Г.  | 
  
   «О проблемах современного человекознания», М.:1977г. Ведущий русский психолог XX века. Глава I дает раскрытие категорий индивид, личность, индивидуальность.  | 
 
| 
   5. Андреев Игорь  | 
  
   «В джунглях памяти» журнал «Новый мир» №3, 1999г. «Танец с солнцем» журнал «Октябрь» №8, 1999г. ученый этнограф, психолог работал в 14 африканских странах, читал лекции, подробно изучал жизнь народов. Ярко, образно написанные с большим количеством примеров статьи Игоря Андреева помогают понять, как глубины человеческого мозга резонируют с далеким-предалеким еще животным, зоологическим прошлым человечества, как достигается нейтрализация действия коры больших полушарий. Увлекательное и интересное чтение.  | 
 
| 
   6. Асмолов А.Г.  | 
  
   «Психология личности», М.: МГУ, 1990г. Профессор Государственного Московского Университета, заведующий кафедрой психологии личности, автор множества теоретически глубоких статей. Это серьезный учебник (367 стр.), особенно важен Раздел I «Уровни методологии науки и проблема личности» (стр. 7-132).  | 
 
| 
   7. Асмолов А.Г.  | 
  
   Методология образования, журнал «Вопросы психологии» №1, 1999г.  | 
 
| 
   8. Асмолов А.Г. Петровский В.А.  | 
  
   О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности, журнал «Вопросы психологии» №1, 1979г.  | 
 
| 
   9. Богуславский М.В.  | 
  
   «Философия образования в трактовке мыслителей Российского Зарубежья», журнал «Педагогика», №9, 2000г.  | 
 
| 
   10. Большой психологический словарь (под ред. академика Зинченко В.П.), М., 2002г. В словаре более 1600 статей, соавторы – 160 авторитетных психологов России. Есть английские эквиваленты большинства терминов.  | 
 |
| 
   11. Брушлинский А.В.  | 
  
   «Дискуссии в психологии по методологическим проблемам», психологический журнал, т-24, №1 и №2  | 
 
| 
   12. Буль П.И.  | 
  
   «Психотерапия, гипноз и внушение в практической медицине», Ленинград: 1990г.  | 
 
| 
   13. Гоголь Н.В.  | 
  
   «Духовная проза», М., 2001г.  | 
 
| 
   14. Грановская Р.М.  | 
  
   «Элементы практической психологии», Ленинград, 1989г.  | 
 
| 
   15. Громыко Н.В.  | 
  
   « Интернет и постмодернизм» психологический журнал №5, 2000г. Литературовед и психолог исследует влияние постмодернизма на внутренний мир пользователя интернетом, высказывая опасения о роли интернета на развитие личности.  | 
 
| 
   16. Зейчарник Б.В.  | 
  
   «Патопсихология», Москва, 1986г.  | 
 
| 
   17. Зинченко В.П.  | 
  
   «Теоретический мир психологии», журнал «Вопросы психологии», №5, 2003г.  | 
 
| 
   18. Зинченко В.П.  | 
  
   «Размышление о душе и ее восприятии» журнал «Вопросы философии», №2, 2002г.  | 
 
| 
   19. Иванова Т.В.  | 
  
   «Остроумие и креативность», журнал «Вопросы психологии», №1, 2002г.  | 
 
| 
   20. Ивин А.А.  | 
  
   «Искусство правильно мыслить» М.: 1996г. Популярно написанная книга адресована молодежи и раскрывает современные представления о мышлении, способствует выработке навыков последовательного и доказательного мышления, рассуждения.  | 
 
| 
   21. Климов Е.А.  | 
  
   «Психология в XXI веке», журнал «Вопросы психологии», №5, 2003г.  | 
 
| 
   22. Коган И.М.  | 
  
   Творческий поиск: энерго-мотивационный аспект, журнал «Вопросы психологии», №1-2, 1992г.  | 
 
| 
   23. Коул М.  | 
  
   «Культурные механизмы развития», журнал «Вопросы психологии», №3, 1995г.  | 
 
| 
   24. Лизди Р.  | 
  
   «Жизнь после смерти», М.: 1996г. Автор на основе многочисленных фактов общения с людьми, пережившими клиническую смерть, пытается доказать существование загробной жизни.  | 
 
| 
   25. Лихачев Д.С.  | 
  
   Назван символом добра XX века в России, все его книги будят человечность: «Письма о добром», «Записки о русских» - множество переизданий.  | 
 
| 
   26. Никандров Н.Д.  | 
  
   «Ценности как основа целей воспитания», журнал «Педагогика», №3, 1998г.  | 
 
| 
   27. Орлов Ю.М.  | 
  
   «Восхождение к индивидуальности», М., 1991г.  | 
 
| 
   28. Пахальян В.Э.  | 
  
   «Психолог, работающий в системе образования» журнал «Вопросы психологии», №6, 2002г.  | 
 
| 
   29. Пископпель А.А.  | 
  
   «Природа человека в концепции А.Маслоу», журнал «Вопросы психологии», №6, 1999г.  | 
 
| 
   30. Улыбина Е.В.  | 
  
   «Обыденное сознание: структура и функции», Ставрополь, 1998г.  | 
 
| 
   31. Фейгенберг Е.И. Асмолов А.Г.  | 
  
   «Возможности использования невербальной коммуникации в востановительном воспитании личности», журнал «Вопросы психологии», №6, 1994г.  | 
 
| 
   32. Фейгенберг И.М.  | 
  
   «Видеть, предвидеть, действовать», МГУ, 1996г. Известный ученый психиатр и психолог раскрывает особенности и условия научного предвидения. Книга включает иллюстрации, интересные примеры, легко воспринимается читателями.  | 
 
| 
   33. Фейгенберг И.М.  | 
  
   «Научные предсказания» Независимый психологический журнал, №4, 2000г.  | 
 
| 
   34. Фрейд З.  | 
  
   «Психология бессознательного», М., 1989г.  | 
 
| 
   35. Цукерман Г.А.  | 
  
   «Виды общения в обучении», Томск, 1994г.  | 
 
| 
   36. Шакурев Р.Х.  | 
  
   Барьер как категория и его роль в деятельности журнал «Вопросы психологии», №1, 2001г.  | 
 
| 
   37. Швейцер А.  | 
  
   «Культура и этика», М., 1983г.  | 
 
| 
   38. Эльконин Д.Б.  | 
  
   «Психология игры», М., 1978  | 
 
| 
   39. Эткинг А.М.  | 
  
   «Психология практическая и академическая», журнал «Вопросы психологии», №6, 1987г.  | 
 
| 
   40. Юдин Э.Г.  | 
  
   «Методология науки», М.,1997г.  | 
 
| 
   41. Юнг К.Г.  | 
  
   «О психологии восточных религий и философий», М., 1994г.  | 
 
| 
   42. Юревич А.В.  | 
  
   «Психология и методология», журнал «Вопросы психологии», №5, 2001г. С совершенных позиций проанализированы основные спорные проблемы психологических знаний в России и мире.  | 
 
| 
   43. Яновский М.И.  | 
  
   «О средствах психологического воздействия искусства на человека» журнал «Вопросы психологии», №6, 2002г.  | 
 
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.