Методическое пособие для подготовки к семинарам по курсу «Методологические основы психологии», страница 40

Заключение

Есть шутливое высказывание: «Не погружайся в методологию – очень устанешь!» Действительно, все философские науки требуют серьезных усилий. Однако, убежать от философии – значит убежать от самого себя. Самосознание – это главное в личности. Нельзя быть человеком, не пытаясь ответить хотя бы на три самых больших вопроса:

-  что я значу?

-  каковы мои основные ориентиры?

-  каковы мои жизненные ценности?

Воспитать свой собственный ум, самого себя, конечно, личное дело каждого человека, но это и главная его задача.

В современной методологии психологии XXI века можно выделить пять парадигм. О них писал профессор Франкфуртского Университета Теодор Адорно. Он отмечал:

1)  серьезное изменение социальной действительности, ее динамизм, противоречивость и открытость. В уходящем в прошлое индустриальном обществе главными были капитал и труд; в наступающем повсеместно информационном мире их место занимают информация и знание;

2)  происходит быстрое устаревание всего предшествующего;

3)  науки развиваются быстро и проникая друг в друга;

4)  в научный оборот включаются новые источники;

5)  Возрастает потребность в практической отдаче со стороны, прежде всего гуманитарных наук.

Происходит формирование единой науки о человеке, обществе, государстве, жизни в целом. Впервые сближаются и взаимодействуют противоположные концептуально-методологические подходы, рациональные и внерациональные, эзотерические, религиозные. Психология активно анализирует художественное творчество, музыку, поэзию и самое заметное – поворот к конкретному человеку. Именно человек – центр всей и всякой методологии.

Самая большая трудность при изучении предмета состоит в том, что уже более 100 лет длится кризис методологии, что накоплен громадный фактический материал, но нет всеобъемлющей и глубокой теории.


Аннотированный список рекомендуемой литературы.

1.  Айзенк Г.Ю.

Интеллект. Новый взгляд, журнал «Вопросы психологии» №1, 1995г.

2.  Аллахвердов В.М.

«Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному озеру сознания», СПб.:2003г. Профессор СПбГУ в увлекательной форме высказывает свой подход к синтезу в психологии естественнонаучного, гуманитарного и религиозного подходов.

3.  Амонашвили Ш.А.

«Школа жизни» М.: 2003г.

Академик, педагог, психолог исследует современное образование, роль педагога во взаимодействиях со школьниками и их родителями. Книга написана образно, с большим количеством фактов.

4.  Ананьев Б.Г.

«О проблемах современного человекознания», М.:1977г. Ведущий русский психолог XX века. Глава I дает раскрытие категорий индивид, личность, индивидуальность.

5.  Андреев Игорь

«В джунглях памяти» журнал «Новый мир» №3, 1999г.

«Танец с солнцем» журнал «Октябрь» №8, 1999г.

ученый этнограф, психолог работал в 14 африканских странах, читал лекции, подробно изучал жизнь народов. Ярко, образно написанные с большим количеством примеров статьи Игоря Андреева помогают понять, как глубины человеческого мозга резонируют с далеким-предалеким еще животным, зоологическим прошлым человечества, как достигается нейтрализация действия коры больших полушарий. Увлекательное и интересное чтение.

6.  Асмолов А.Г.

«Психология личности», М.: МГУ, 1990г. Профессор Государственного Московского Университета, заведующий кафедрой психологии личности, автор множества теоретически глубоких статей. Это серьезный учебник (367 стр.), особенно важен Раздел I «Уровни методологии науки и проблема личности» (стр. 7-132).

7.  Асмолов А.Г.

Методология образования, журнал «Вопросы психологии» №1, 1999г.

8.  Асмолов А.Г.

       Петровский В.А.

О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности, журнал «Вопросы психологии» №1, 1979г.

9.  Богуславский М.В.

«Философия образования в трактовке мыслителей Российского Зарубежья»,

журнал «Педагогика», №9, 2000г.

10.  Большой психологический словарь (под ред. академика Зинченко В.П.), М., 2002г.

В словаре более 1600 статей, соавторы – 160 авторитетных психологов России. Есть английские эквиваленты большинства терминов.

11.  Брушлинский А.В.

«Дискуссии в психологии по методологическим проблемам», психологический журнал, т-24, №1 и №2

12.  Буль П.И.

«Психотерапия, гипноз и внушение в практической медицине», Ленинград: 1990г.

13.  Гоголь Н.В.

«Духовная проза», М., 2001г.

14.  Грановская Р.М.

«Элементы практической психологии», Ленинград, 1989г.

15.  Громыко Н.В.

« Интернет и постмодернизм» психологический журнал №5, 2000г.

Литературовед и психолог исследует влияние постмодернизма на внутренний мир пользователя интернетом, высказывая опасения о роли интернета на развитие личности.

16.  Зейчарник Б.В.

«Патопсихология», Москва, 1986г.

17.  Зинченко В.П.

«Теоретический мир психологии»,

журнал «Вопросы психологии», №5, 2003г.

18.  Зинченко В.П.

«Размышление о душе и ее восприятии»

журнал «Вопросы философии», №2, 2002г.

19.  Иванова Т.В.

«Остроумие и креативность»,

журнал «Вопросы психологии», №1, 2002г.

20.  Ивин А.А.

«Искусство правильно мыслить» М.: 1996г.

Популярно написанная книга адресована молодежи и раскрывает современные представления о мышлении, способствует выработке навыков последовательного и доказательного мышления, рассуждения.

21.  Климов Е.А.

«Психология в XXI веке»,

журнал «Вопросы психологии», №5, 2003г.

22.  Коган И.М.

Творческий поиск: энерго-мотивационный аспект,  журнал «Вопросы психологии», №1-2, 1992г.

23.  Коул М.

«Культурные механизмы развития»,

журнал «Вопросы психологии», №3, 1995г.

24.  Лизди Р.

«Жизнь после смерти», М.: 1996г.

Автор на основе многочисленных фактов общения с людьми, пережившими клиническую смерть, пытается доказать существование загробной жизни.

25.  Лихачев Д.С.

Назван символом добра XX века в России, все его книги будят человечность: «Письма о добром», «Записки о русских» - множество переизданий.

26.  Никандров Н.Д.

«Ценности как основа целей воспитания»,

журнал «Педагогика», №3, 1998г.

27.  Орлов Ю.М.

«Восхождение к индивидуальности», М., 1991г.

28.  Пахальян В.Э.

«Психолог, работающий в системе образования»

журнал «Вопросы психологии», №6, 2002г.

29.  Пископпель А.А.

«Природа человека в концепции А.Маслоу»,

журнал «Вопросы психологии», №6, 1999г.

30.  Улыбина Е.В.

«Обыденное сознание: структура и функции», Ставрополь, 1998г.

31.  Фейгенберг Е.И. Асмолов А.Г.

«Возможности использования невербальной коммуникации в востановительном воспитании личности»,

журнал «Вопросы психологии», №6, 1994г.

32.  Фейгенберг И.М.

«Видеть, предвидеть, действовать», МГУ, 1996г.

Известный ученый психиатр и психолог раскрывает особенности и условия научного предвидения. Книга включает иллюстрации, интересные примеры, легко воспринимается читателями.

33.  Фейгенберг И.М.

«Научные предсказания» Независимый психологический журнал, №4, 2000г.

34.  Фрейд З.

«Психология бессознательного», М., 1989г.

35.  Цукерман Г.А.

«Виды общения в обучении», Томск, 1994г.

36.  Шакурев Р.Х.

Барьер как категория и его роль в деятельности

журнал «Вопросы психологии», №1, 2001г.

37.  Швейцер А.

«Культура и этика», М., 1983г.

38.  Эльконин Д.Б.

«Психология игры», М., 1978

39.  Эткинг А.М.

«Психология практическая и академическая»,

журнал «Вопросы психологии», №6, 1987г.

40.  Юдин Э.Г.

«Методология науки», М.,1997г.

41.  Юнг К.Г.

«О психологии восточных религий и философий», М., 1994г.

42.  Юревич А.В.

«Психология и методология»,

журнал «Вопросы психологии», №5, 2001г.

С совершенных позиций проанализированы основные спорные проблемы психологических знаний в России и мире.

43.  Яновский М.И.

«О средствах психологического воздействия искусства на человека»

журнал «Вопросы психологии», №6, 2002г.