Заключение
Есть шутливое высказывание: «Не погружайся в методологию – очень устанешь!» Действительно, все философские науки требуют серьезных усилий. Однако, убежать от философии – значит убежать от самого себя. Самосознание – это главное в личности. Нельзя быть человеком, не пытаясь ответить хотя бы на три самых больших вопроса:
- что я значу?
- каковы мои основные ориентиры?
- каковы мои жизненные ценности?
Воспитать свой собственный ум, самого себя, конечно, личное дело каждого человека, но это и главная его задача.
В современной методологии психологии XXI века можно выделить пять парадигм. О них писал профессор Франкфуртского Университета Теодор Адорно. Он отмечал:
1) серьезное изменение социальной действительности, ее динамизм, противоречивость и открытость. В уходящем в прошлое индустриальном обществе главными были капитал и труд; в наступающем повсеместно информационном мире их место занимают информация и знание;
2) происходит быстрое устаревание всего предшествующего;
3) науки развиваются быстро и проникая друг в друга;
4) в научный оборот включаются новые источники;
5) Возрастает потребность в практической отдаче со стороны, прежде всего гуманитарных наук.
Происходит формирование единой науки о человеке, обществе, государстве, жизни в целом. Впервые сближаются и взаимодействуют противоположные концептуально-методологические подходы, рациональные и внерациональные, эзотерические, религиозные. Психология активно анализирует художественное творчество, музыку, поэзию и самое заметное – поворот к конкретному человеку. Именно человек – центр всей и всякой методологии.
Самая большая трудность при изучении предмета состоит в том, что уже более 100 лет длится кризис методологии, что накоплен громадный фактический материал, но нет всеобъемлющей и глубокой теории.
Аннотированный список рекомендуемой литературы.
1. Айзенк Г.Ю. |
Интеллект. Новый взгляд, журнал «Вопросы психологии» №1, 1995г. |
2. Аллахвердов В.М. |
«Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному озеру сознания», СПб.:2003г. Профессор СПбГУ в увлекательной форме высказывает свой подход к синтезу в психологии естественнонаучного, гуманитарного и религиозного подходов. |
3. Амонашвили Ш.А. |
«Школа жизни» М.: 2003г. Академик, педагог, психолог исследует современное образование, роль педагога во взаимодействиях со школьниками и их родителями. Книга написана образно, с большим количеством фактов. |
4. Ананьев Б.Г. |
«О проблемах современного человекознания», М.:1977г. Ведущий русский психолог XX века. Глава I дает раскрытие категорий индивид, личность, индивидуальность. |
5. Андреев Игорь |
«В джунглях памяти» журнал «Новый мир» №3, 1999г. «Танец с солнцем» журнал «Октябрь» №8, 1999г. ученый этнограф, психолог работал в 14 африканских странах, читал лекции, подробно изучал жизнь народов. Ярко, образно написанные с большим количеством примеров статьи Игоря Андреева помогают понять, как глубины человеческого мозга резонируют с далеким-предалеким еще животным, зоологическим прошлым человечества, как достигается нейтрализация действия коры больших полушарий. Увлекательное и интересное чтение. |
6. Асмолов А.Г. |
«Психология личности», М.: МГУ, 1990г. Профессор Государственного Московского Университета, заведующий кафедрой психологии личности, автор множества теоретически глубоких статей. Это серьезный учебник (367 стр.), особенно важен Раздел I «Уровни методологии науки и проблема личности» (стр. 7-132). |
7. Асмолов А.Г. |
Методология образования, журнал «Вопросы психологии» №1, 1999г. |
8. Асмолов А.Г. Петровский В.А. |
О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности, журнал «Вопросы психологии» №1, 1979г. |
9. Богуславский М.В. |
«Философия образования в трактовке мыслителей Российского Зарубежья», журнал «Педагогика», №9, 2000г. |
10. Большой психологический словарь (под ред. академика Зинченко В.П.), М., 2002г. В словаре более 1600 статей, соавторы – 160 авторитетных психологов России. Есть английские эквиваленты большинства терминов. |
|
11. Брушлинский А.В. |
«Дискуссии в психологии по методологическим проблемам», психологический журнал, т-24, №1 и №2 |
12. Буль П.И. |
«Психотерапия, гипноз и внушение в практической медицине», Ленинград: 1990г. |
13. Гоголь Н.В. |
«Духовная проза», М., 2001г. |
14. Грановская Р.М. |
«Элементы практической психологии», Ленинград, 1989г. |
15. Громыко Н.В. |
« Интернет и постмодернизм» психологический журнал №5, 2000г. Литературовед и психолог исследует влияние постмодернизма на внутренний мир пользователя интернетом, высказывая опасения о роли интернета на развитие личности. |
16. Зейчарник Б.В. |
«Патопсихология», Москва, 1986г. |
17. Зинченко В.П. |
«Теоретический мир психологии», журнал «Вопросы психологии», №5, 2003г. |
18. Зинченко В.П. |
«Размышление о душе и ее восприятии» журнал «Вопросы философии», №2, 2002г. |
19. Иванова Т.В. |
«Остроумие и креативность», журнал «Вопросы психологии», №1, 2002г. |
20. Ивин А.А. |
«Искусство правильно мыслить» М.: 1996г. Популярно написанная книга адресована молодежи и раскрывает современные представления о мышлении, способствует выработке навыков последовательного и доказательного мышления, рассуждения. |
21. Климов Е.А. |
«Психология в XXI веке», журнал «Вопросы психологии», №5, 2003г. |
22. Коган И.М. |
Творческий поиск: энерго-мотивационный аспект, журнал «Вопросы психологии», №1-2, 1992г. |
23. Коул М. |
«Культурные механизмы развития», журнал «Вопросы психологии», №3, 1995г. |
24. Лизди Р. |
«Жизнь после смерти», М.: 1996г. Автор на основе многочисленных фактов общения с людьми, пережившими клиническую смерть, пытается доказать существование загробной жизни. |
25. Лихачев Д.С. |
Назван символом добра XX века в России, все его книги будят человечность: «Письма о добром», «Записки о русских» - множество переизданий. |
26. Никандров Н.Д. |
«Ценности как основа целей воспитания», журнал «Педагогика», №3, 1998г. |
27. Орлов Ю.М. |
«Восхождение к индивидуальности», М., 1991г. |
28. Пахальян В.Э. |
«Психолог, работающий в системе образования» журнал «Вопросы психологии», №6, 2002г. |
29. Пископпель А.А. |
«Природа человека в концепции А.Маслоу», журнал «Вопросы психологии», №6, 1999г. |
30. Улыбина Е.В. |
«Обыденное сознание: структура и функции», Ставрополь, 1998г. |
31. Фейгенберг Е.И. Асмолов А.Г. |
«Возможности использования невербальной коммуникации в востановительном воспитании личности», журнал «Вопросы психологии», №6, 1994г. |
32. Фейгенберг И.М. |
«Видеть, предвидеть, действовать», МГУ, 1996г. Известный ученый психиатр и психолог раскрывает особенности и условия научного предвидения. Книга включает иллюстрации, интересные примеры, легко воспринимается читателями. |
33. Фейгенберг И.М. |
«Научные предсказания» Независимый психологический журнал, №4, 2000г. |
34. Фрейд З. |
«Психология бессознательного», М., 1989г. |
35. Цукерман Г.А. |
«Виды общения в обучении», Томск, 1994г. |
36. Шакурев Р.Х. |
Барьер как категория и его роль в деятельности журнал «Вопросы психологии», №1, 2001г. |
37. Швейцер А. |
«Культура и этика», М., 1983г. |
38. Эльконин Д.Б. |
«Психология игры», М., 1978 |
39. Эткинг А.М. |
«Психология практическая и академическая», журнал «Вопросы психологии», №6, 1987г. |
40. Юдин Э.Г. |
«Методология науки», М.,1997г. |
41. Юнг К.Г. |
«О психологии восточных религий и философий», М., 1994г. |
42. Юревич А.В. |
«Психология и методология», журнал «Вопросы психологии», №5, 2001г. С совершенных позиций проанализированы основные спорные проблемы психологических знаний в России и мире. |
43. Яновский М.И. |
«О средствах психологического воздействия искусства на человека» журнал «Вопросы психологии», №6, 2002г. |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.