Методическое пособие для подготовки к семинарам по курсу «Методологические основы психологии», страница 30


Рис.10 Виды коммуникации

Речь является самым универсальным средством коммуникации. Речь есть процесс общения человека с другими людьми посредством естественного языка.

Язык общественно-историчен и социален. Разные общественные условия, разные пути развития порождают разную лексику, разный строй языка. Поэтому эффективность общения предполагает общий для общающихся язык. Важны и такие факторы, как образование, общая культура и культура речи.

Юмор.

Можно определить человека и как смеющееся животное. Юмор стар, как само человечество. Древнейший, наиболее общечеловеческий род юмора – эротические шутки. Великие произведения художественной литературы полны юмора: «Декамерон» Боккачиво, «Гаргантьюа и Пандагрюэль» Рабле. Д.С. Лихачев написал серьезное и очень поучительное исследование «Смех в истории русской культуры».

Еще Гиппократ считал смех лучшим лекарством. В XX веке появилась целая наука – гелотология – от греч. «гелос» - смех. Ежегодно в Базеле (Швейцария) проходит международный съезд гелотологов, где врачи и психологи из разных стран мира рассказывают о своих исследованиях в области смеха, о его воздействии на организм и применении в различных состояниях и заболеваниях. Смех может с успехом заменить обезболивающие препараты. Удалось классифицировать 45 видов юмора и 18 вариантов улыбок. Например, патологическое остроумие, когда «смех без причины – признак дурачины» - наблюдается при сниженном интеллекте, а также склерозе сосудов головного мозга. Никто не отрицает пользу смеха, а боязнь смеха назвали заболеванием – гелотофобией.

Смех и улыбка могут многое сообщить о человеке. Именно смеясь, человек раскрывается наиболее полно. Немецкие ученые много лет исследуют виды смеха и связь этих видов с чертами характера. Смех на «а» (ха-ха) считается совершенно открытым, идущим от сердца, беззаботным. Смех на «е» (хе-хе) включает намек на вызов или зависть. Смех на «и» (хи-хи) говорит о скрытности, иронии и злорадстве. Смех на «о» (хо-хо) трактуется как издевательский и протестующий. Если при смехе касаться мизинцем своих губ, то это показатель, что нравиться и хочется быть в центре внимания. Те, кто прикрывает рукой рот при смехе, люди робкие, предпочитающие оставаться в тени. Доверчивые и легковерные запрокидывают голову при смехе, они совершают неожиданные поступки, согласуясь лишь со своими чувствами. Мечтатели и фантазеры касаются при смехе рукой лица или головы. Эмоциональные и капризные морщат нос, когда смеются. Темпераментные и подвижные смеются громко, с открытым ртом.

Во Франции созданы «Клубы смеха», где в течение 45 минут занятий у людей исчезает стресс, проходят депрессии, возвращается уверенность в себе  и улучшается коммуникабельность. Смех продлевает жизнь, смех заразителен.

Полезно прослушивать записанный на кассету смех, а также веселые и ободряющие высказывания знаменитостей.

Существенно осмыслить религиозно-философский контекст культуры и место личности в культуре.

Наибольшую сложность представляет выявление специфики религиозных и общечеловеческих ценностей, их глубинной взаимосвязи и непротиворечивости.

Духовность – это интегральная характеристика человека, выражающая его сущность и отношение к миру идеального, к самому себе, другим людям, внешнему миру.

Гуманизм как проявление духовной сущности человека не противоречит христианской идеологии. Наоборот, как писал Н.В. Гоголь: «Человечность, оторванная от Бога и Богочеловека, перерождается в бесчеловечность».

Н.В. Гоголь, размышляя об искусстве, о связи эстетического и морального начала в человеке, пришел к выводу, что «соединить красоту и добро может только то, что глубже обоих начал, - то есть религия». Гоголь утверждал, что единение культуры и церкви может спасти человечество.

Христианство утверждает ценность возвышенного, а не высокого (не небоскреба), святого, а не сильного (хорошо вооруженного), ценность величия, а не величины (наружного размера). В Боге воспринимается единство деятельности, самодеятельности и самопознания. Сотворенный по образцу Бога человек несет в себе многоликость, многозначность, многомерность, но сохраняет в своем многообразии гармонию и целостность.