Общие методы научного познания принято делить на три большие группы:
1. методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент)
2. методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование)
3. методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному)
Психологу абсолютно необходимо использовать наблюдение, так как это активный познавательный процесс, опирающийся на работу органов чувств человека, его предметную материальную деятельность. К наблюдению с методологической точки зрения предъявляются четыре главных требования: планомерность, целенаправленность, активность, систематичность. Практически всю первичную информацию о мире мы приобретаем путем наблюдения. Психология как наука развивалась под влиянием самонаблюдения, установления сходства и различия психических явлений, состояний, процессов, выявление повторяющегося.
Частным случаем наблюдения является эксперимент, который предлагает вмешательство в естественные условия существования явлений или изучение в специально созданных условиях. Главное достоинство эксперимента – его повторяемость.
Существенным для научной деятельности следует считать понятие «научный факт». Оно шире и многограннее фактов обыденной жизни. Четыре главных свойства отличают научный факт:
1. новизна, то есть нечто принципиально новое, до тех пор неизвестное, это либо открытие, либо новое знание о том, чего раньше не знали люди.
2. точность, то есть совокупность наиболее существенных признаков явлений, событий.
3. объективность.
4. достоверность, то есть реальное существование.
Знание основ научного творчества необходимо при подготовке и написании дипломной работы, а также при ее защите.
Существует и понятие объективных методов психологии, их методологической основой является принцип единства сознания и деятельности. Областью применения объективных методов является взаимосвязь внешних и внутренних проявлений психологии человека.
Взаимосвязь методики, методологии и методов исследования.
Выводы (теория) |
Обработка материалов |
Методика исследования (конкретное воплощение в соответствии с целью исследования) |
Методы исследования (способы получения фактов и проявление психики; соответствие основным методологическим принципам исследования) |
Методологические принципы психологии (требования к построению исследования) |
Методология науки |
Рис. 3
В учебнике «Психология человека» В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева (Москва, 1995) приводится деление методов на объективные, методы описательной психологии и методы практической психологии. Объективные методы авторы в свою очередь делят на общенаучные, конкретно-научные и метанаучные. К метанаучным относят математическое моделирование и статистический анализ; к конкретно-научным относят тесты, анализ продуктов деятельности и опрос, а к общенаучным только два: наблюдение и эксперимент.
Новым явился метод драматической импровизации для изучения внутреннего мира. Этот метод назван психодраммой и предложен американским психиатром и психологом, создателем социометрии в психологии Я. Морено (1892 – 1974). В психодраме используется ролевая игра. Исполняя роли в психодраме, человек творчески работает над своими личностными проблемами и конфликтами, причем в отличие от театра исполняет роль, импровезируя и активно экспериментируя со значимыми для него ролями, которые он играет в реальной жизни. За последние годы разработан метод «Театр успеха» для подростков, имеющих трудности в общении со сверстниками, родителями или учителями. Широкое применение получили в последнее десятилетие XX века методы групповой танцевальной терапии, благодаря которой создается приятная эмоциональная среда, помогающая исследовать и себя, и других, причем основой становятся взаимоотношения между телом и разумом.
ü Вопросы студентам:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.