Методическое пособие для подготовки к семинарам по курсу «Методологические основы психологии», страница 5

В России психологическая идея развивалась в трудах философов и богословов. Огромное значение имела работа И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863), в 1895 году В.М. Бехтерев создал первую экспериментальную лабораторию при Казанском университете. Трудами И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева и И.П. Павлова в России был утвержден приоритет рефлексологического  подхода, связанного с физиологией.  В советское время произошла абсолютизация физиологической идеи, были применены административные меры против педологии (1936) и даже отрицалась психология как самостоятельная наука, были запрещены концепции зарубежных ученых, возник ярлык «реакционная буржуазная психология». Однако, выдающимися учеными С.Л. Рубинштейном, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьевым, П.И. Зинченко и другими были проведены выдающиеся исследования и привнесен существенный вклад в мировую психологию.

В наше время психология – это самостоятельная наука, имеющая связь с социальными, медицинскими, техническими и другими науками. Практические задачи психологии направлены на гуманизацию человеческого бытия. Серьезный раздел, имеющий прямое отношение  к психологии, - понятие духовности, включающее в себя смысл жизни,  совесть, высшие нравственные ценности, чувства, высшие интересы, идеи, верования. Соединение психологии и религии можно считать естественным и неизбежным.

Еще Н.О. Лосский (1870 – 1965) говорил о мистической интуиции, о любви Божьей, без которой личность рассыпается на психологические элементы и моменты.

Психологией занимаются исследователи, но так или иначе психология знакома каждому человеку в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, мотивов, воображения и т.д.

Выделим 4 этапа становления психологии как науки:

I

Наука о душе

2000 лет  тому назад; поиски объяснения непонятного.

II

Наука о сознании

Способность чувствовать, думать через самонаблюдение, описание фактов.

III

Наука о поведении

XX век, 20 –е годы. Наблюдение за тем, что можно увидеть: поведение, поступки, реакции.

IV

Изучение фактов, закономерностей механизмов психики

Сформировалась на базе философии

12 классов явлений изучает психология (по Немову): процессы, состояния, свойства, которые подразделяются на индивидуальные, групповые, внутреннего и внешнего плана.

Главные методологические блоки любого психологического (и педагогического) учения:

  • Цели образования и воспитания, всегда имеющие идеологические основания.
  • Движущие силы, источники развития. Важна при этом диалектика природного и социального. Присутствует единство природосообразности и культуросообразности.

Методология воплощается в в организации и регуляции всех видов человеческой деятельности, не только научной, но и технической, политической, организационной, эстетической.

Научная революция XVII века была тесно связана с изменением характера производства, деятельности людей. Возникла новая методология и интерес к изучению психических процессов и человека.

Методология обладает эвристичностью, то есть обеспечивает появление новых идей в конкретных проблемных ситуациях.

Методология науки – это совокупность исходных философских идей, которые лежат в основе любых исследований и решающим образов сказываются на теоретической интерпретации этих явлений.

Сократ и Платон считали, что решающим в развитии человека является его происхождение, а внешние условия играют второстепенную роль .

Демокрит и Эпикур, напротив, главными считали внешние условия для формирования человека.

В современном методологическом подходе к психологии выделяют три самых боьших и трудно решаемых проблемы:

·  Центральная, узловая – это соотношение биологического и социального в человеке. Фундаментом ее решения остаются труды И.М. Сеченова. Можно назвать формулы: внешнее = социальному и коллективному; внутреннее  = биологическому, индивидуальному.