№ |
Признаки компетентности |
Содержание признака |
Возможности проявления признака |
1 |
Выбор мировоззренческой позиции |
Система взглядов на объективный мир и место человека в нем; отношение к окружающей действительности и самому себе; основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, ценности, ориентации, принципы познания и деятельности. |
Умения обосновать и защитить мировоззренческую позицию; различение разных мировоззрений. |
2 |
Использование теоретических знаний с опорой на первоисточники. |
Изучение научных теорий концепций, использование и анализ первоисточников. |
Знание библиографии. Понимание первоисточников. |
3 |
Применение методов творческой (исследовательской и преобразовательной) деятельности. |
Знание различных методов научного познания; способы и умения взаимодействовать с другими людьми при решении проблемы. |
Характеристика выполнения творческой работы. |
4 |
Самоконтроль и самооценка. |
Написать саморецензию. |
Мировоззрением называется система взглядов, представлений человека. Оно опирается на всю духовную культуру личности, исходя из основного вопроса об отношении человека к миру. Самое сложное – «высший пилотаж» - это рефлексия, самопознание. Рефлексивные способности проявляются в:
- ощущении себя осознающем субъектом;
- способности мысленно представить себе не только существующую, но и воображаемую действительность;
- контроль собственного психического поведения.
Развитие методологии – одна из сторон развития научного познания в целом. Психология – сравнительно молодая наука (допустим, по сравнению с математикой и философией). Сегодня можно выделить шесть направлений реализации в психологических исследованиях методологических основ.
Самыми опасными нарушениями методологического подхода в психологии следует считать:
- игнорирование существующего и отражающегося на психике внешнего мира;
- отрицание не зависимой от сознания реальности;
- релятивизм как отрицание объективности познания.
Нельзя исключить и противоречий между теоретическими предсказаниями и реально получаемыми эмпирическими данными. В XX веке возрастает и роль психологии в обществе, и ответственность ученых за результаты своей деятельности.
Становление психологического знания имеет длительную историю. На протяжении веков огромную роль в становлении психологии играла философия. Врач и философ древности Гиппократ, основываясь на смещении жидкостей организма, выводит теорию о четырех типах темперамента человека: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Вильгельм Вундт в 1880 году создал в Лейпциге (Германия) первую психологическую лабораторию. В США в XIX веке стали использовать наблюдение и анализ результатов деятельности, а позже - новое научное направление – бихевиоризм, как наука о поведении. В XX веке возник психоанализ, понимающий психологию как науку не только о сознании, но и о бессознательном. К. Юнг разрабатывал теорию коллективного бессознательного, то есть такого, которое не возникает в личном опыте. А. Адлер изучает индивидуальную психологию. Ныне активно разрабатываются методы психологической диагностики, исследуются такие понятия как душа, дух, духовность.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.