- Исследование не только самих знаний, но и способов их получения.
Слово «методология» образовано от греческих корней «methodos» - исследование и «logos» - учение. Сегодня выделяют три основных значения этого сложного понятия:
· Наука о методе.
· Система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу для данной науки.
· Совокупность приемов исследования, применяемых в данной науке.
Итак, подчеркнем следующее:
- Методология – наука о наиболее общих путях познания действительности, т.е. философское знание о наиболее общих закономерностях бытия, об отношении бытия и сознания, о природе и сущности человека.
- Методология – наука о путях познания истины, т.к. в ней глубокий познавательный план.
Сегодня значимы проблемы духовности, влияние именно духовности на развитие человека и общества.
В ряде исследований выделяют следующие 5 функций методологии любой науки:
Методология выявляет смысл научной деятельности, взаимоотношение ее с другими сферами деятельности, т.е. рассматривает науку с точки зрения практики, общества, культуры и человека.
Методология также решает задачи совершенствования, рационализации научной деятельности, при этом выходя за пределы философии, но опираясь на разрабатываемые ею мировоззренческие и общеметодологические ориентиры и основоположения.
Можно выделить 5 проблем, изучаемых методологией:
Занимается методология и поисками рациональных методов организации комплексных исследований. В 70-е годы широко развивалась система НОТ – научной организации труда, в том числе и самих ученых.
Ныне различают философскую и специально – научную методологию. Методология психологии относится ко второму направлению.
Есть общие методологические подходы к проведению любого научного исследования.
Это прежде всего целостный подход к объекту изучения, рассмотрение его в возникновении, развитии, - т.е. исторический подход к изучению. Нередко позабытое старое вновь возрождается на новой научной основе и живет как бы «вторую жизнь». Важны воображение, фантазия, мечта.
Можно выделить 7 этапов любого научного исследования:
Важно разграничить объект и предмет исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, избранное для изучения. Это – общее. Предмет – то, что находится в границах объекта. Это – частное.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.