Методическое пособие для подготовки к семинарам по курсу «Методологические основы психологии», страница 20

·  Черная шляпа – в мышлении точность до въедливости, негативизм, искренняя убежденность в том, что «никогда в жизни ничто не может складываться так, как надо».

·  Желтая шляпа – мышление как солнечный свет, энтузиазм и оптимизм, позитивный взгляд на вещи, стремление к созиданию, поиск и нахождение благоприятных возможностей.

·  Зеленая шляпа – мышление подобно растению, пробивающему путь сквозь толщу земли; зеленое – символ плодородия. Ярко выражено творческое начало, полет фантазии, создание необычных ситуаций, пробуждающих созидание.

·  Синяя шляпа – целостное мышление, контроль и дисциплина. Можно сравнить с дирижером крупного оркестра: постоянное управление «мыслеварением».

Есть широко распространенное определение научного мышления как умения рассуждать последовательно и доказательно, но не пренебрегая ни интуицией, ни эмоциями. Для развития научного мышления следует усматривать необычное в обычном, обыденном. Еще древние говорили, что мудрость в знании оснований и причин.  Мыслительные операции: обобщение, абстрагирование, раскрытие и выявление главного, связь частей друг с другом.  Из Греции пришло отношение к сове как к символу мудрости, спутнице богини Афины Паллады, умеющей рассуждать и сосредотачиваться.

Всякая мысль начинается с восприятия, а заканчивается действием. Центральное звено любой мыслительной деятельности – принятие решений.

Слово «intellego» латинского происхождения, и переводится «я выбираю». То есть если нет выбора – нет и мышления.

Мышление связано с понятием здравомыслия, суть которого  в выборе полезных для человека и человечества действий. Иногда науку называют упорядоченным здравым смыслом, однако в любом житейском опыте главное – индивидуальный подход и ориентировка на практический эффект, а в науке – доказательность и систематичность, принципиальная проверяемость высказываний, объективность, безличность, а также следование строгим методам и методикам. Научные знания максимально обезличены.

Научные подходы всегда связаны с познанием, а житейские с обыденными наблюдениями, причем личностно-значимыми.

Мышлением следует называть обобщенное и опосредованное отражение человеком окружающей действительности в ее существенных связях и отношениях.

Для детей до 5 лет так называемое допонятийное мышление, т.е. нет ощущения противоречий, есть связь всего со всем (синкретизм), переход от частного к частному, минуя общее, отсутствие представления о сохранении количества. Лишь к 16 – 17 годам развивается понятийное мышление, когда появляется способность к суждениям, умозаключениям, решению проблем.

Важной стороной мыслительной деятельности человека являются законы работы больших полушарий мозга. Левое полушарие отвечает за чтение, счет, знаковую информацию, логические построения, аналитическое мышление.  При серьезном нарушении левого полушария наступает тяжелая болезнь – афазия – отсутствие речи. Правое полушарие ориентировано на образы, музыку, эмоции.

Современное образование почти целиком построено на вербально – логическом мышлении. Преимущественное развитие получает левое полушарие, что тормозит развитие образного мышления и снижает общий творческий потенциал человека.