Методическое пособие для подготовки к семинарам по курсу «Методологические основы психологии», страница 12

1.  Какие психологические методы целесообразно использовать школьным педагогам?

2.  Взаимодействие каких методов наиболее приемлемо и почему?


Наблюдение

 

Эксперимент

 

Тесты

 

Анализ продуктов деятельности

 

Опрос

 
Подпись: Выборочное Подпись: Естественный Подпись: Формирующий Подпись: Способностей Подпись: Достижения Подпись: Профпригодности и др. Подпись: Контент-анализ Подпись: Графология Подпись: Анализ рисунков и др. Подпись: Анкета Подпись: Беседа (интервью)
 


Рис.4 Объективные методы психологии.

Интроспекция

 

Самоотчет

 

Включенное наблюдение

 

Эмпатическое слушание

 

Идентификация

 

Беседа как диалог

 

Биографический метод

 

Интерпретация внутреннего мира другого

 

Интуиция

 

Герменевтика

 
 


Рис.5 Методы описательной психологии

Другие

 
 


Рис.6 Методы практической психологии


Парадигма.

Слово происходит от греческого – пример, образец. В философии парадигмой называют совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование. Парадигма воплощается в научной практике на определенном этапе развития науки. Она служит основанием выбора проблем, а также моделью, образцом для решения исследовательских задач.

Впервые понятие парадигмы ввел в середине XX века американский науковед Кун в своей книге 1962г. «Структура научных революций». Как правило, в понятии парадигмы отражаются мировоззрение и социальные параметры развития науки. В СССР было принято вместо парадигмы называть понятия стиля или типа научного мышления.

В психологии используется два вида парадигм: феноменологический и метафизический. Феноменологическую парадигму называют еще декартовской по имени великого французского философа Рене Декарта (1596 – 1650), который был также выдающимся математиком, физиком, физиологом. Декарт создал учение о материи как телесной субстанции, отождествил материю с протяженностью, общей причиной движения считал Бога, писал о важнейшей задаче науки – усовершенствовании природы человека. Ему принадлежат ставшие широко известными слова: «Мыслю, следовательно, существую». Декарт считается родоначальником рационализма.

Всякий объект состоит из двух компонентов: индивидуального и универсального. Бывают объекты, в которых индивидуальная сторона отсутствует, таковы чисто универсальные, или идеальные объекты, как, например, число, треугольник, красота как таковая и так далее.

Иногда делят парадигмы науки на две, разделяя по названию классическую и постклассическую, причем классической считают феноменологическую или декартовскую, а постклассическую связывают с новейшими исследованиями, в том числе моделированием, компьютеризацией, а также и гуманизацией науки в целом.