1.
Какие психологические методы целесообразно использовать школьным
педагогам?
2.
Взаимодействие каких методов наиболее приемлемо и почему?
Рис.4
Объективные методы психологии.
Рис.5 Методы описательной
психологии
Рис.6
Методы практической психологии
Парадигма.
Слово происходит от
греческого – пример, образец. В философии парадигмой называют совокупность
теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное
исследование. Парадигма воплощается в научной практике на определенном этапе
развития науки. Она служит основанием выбора проблем, а также моделью, образцом
для решения исследовательских задач.
Впервые понятие парадигмы ввел в середине XX века
американский науковед Кун в своей книге 1962г. «Структура научных революций».
Как правило, в понятии парадигмы отражаются мировоззрение и социальные
параметры развития науки. В СССР было принято вместо парадигмы называть понятия
стиля или типа научного мышления.
В психологии используется два вида парадигм: феноменологический и
метафизический. Феноменологическую парадигму называют еще декартовской по имени
великого французского философа Рене Декарта (1596 – 1650), который был также
выдающимся математиком, физиком, физиологом. Декарт создал учение о материи как
телесной субстанции, отождествил материю с протяженностью, общей причиной
движения считал Бога, писал о важнейшей задаче науки – усовершенствовании
природы человека. Ему принадлежат ставшие широко известными слова: «Мыслю,
следовательно, существую». Декарт считается родоначальником рационализма.
Всякий объект состоит из
двух компонентов: индивидуального и универсального. Бывают объекты, в которых
индивидуальная сторона отсутствует, таковы чисто универсальные, или идеальные
объекты, как, например, число, треугольник, красота как таковая и так далее.
Иногда делят парадигмы науки на две, разделяя по названию классическую и
постклассическую, причем классической считают феноменологическую или
декартовскую, а постклассическую связывают с новейшими исследованиями, в том
числе моделированием, компьютеризацией, а также и гуманизацией науки в целом.