Метод как способ исследования и познания явлений природы и общественной жизни служит для достижения важнейшей цели человека и человечества – построение и обоснование системы знания.
Назовем ряд приемлемых в психологии методов:
1. Биографический метод или метод личных документов. Имеются в виду автобиографии, дневники, воспоминания. Полезными бывают воспоминания детства, жизни в родительской семье.
2. Метод включенного наблюдения, когда исследователь становиться непосредственным участником изучаемого процесса.
3. Анкетный метод, более свойственный социологическим исследованиям, тоже широко применим.
4. Метод изучения предпочтений, включая ранжирование, сравнение.
5. Монографический метод – изучение отдельного случая или человека, всесторонний длительный анализ единичного объекта.
6. Метод проб и ошибок, разработанный Э. Торндайком, как метод обучения, при котором пробы, ошибки и случайный успех, закрепляющий удачные пробы, определяют путь приобретения индивидуального опыта у животных и человека.
7. Метод экспертных оценок, то есть опрос экспертов для обеспечения надежности той или иной информации.
8. Моделирование – символическое изображение типа поведения и образцов взаимодействия.
9. Мониторинг как специально организованное систематическое наблюдение за явлениями, процессами с целью их оценки, контроля, прогноза.
10. Наблюдение для сбора информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений, процессов.
Итак, метод – это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. По своему составу научный метод представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо аспекта. Требованиям объективности исследования отвечают методы внешнего наблюдения, эксперимента, тестов. Изучая развивающиеся объекты, следует использовать методы биографического изучения, формирующий эксперимент.
Научный подход |
Методологический принцип |
Исследовательский метод |
Методика |
Рис.2
Параллельные стрелки на схеме означают возможность методологического движения в обоих направлениях: от научного подхода до используемых им методик; от методики до лежащих в ее основе представлений о предмете и методе психологии.
Нет в психологии однозначного набора исследовательских методов. Есть методы, используемые в разных теориях и направлениях психологии, и есть методы, используемые только представителями какого-то одного научного направления.
Методы исследования служат инструментом в добывании фактического материала и являются необходимым условием достижения поставленной цели. Принято делить методы научного познания на общие и специальные. Почти 70 лет для всех исследователей в Советском Союзе был обязателен всеобщий метод познания – метод диалектического и исторического материализма. Он действовал во всех областях науки, на всех этапах исследования. Сейчас он не применяется, так как во многом не отвечают общественно-политическим реалиям. Исчез идеологический диктат, главным в методологической основе стали критерии объективности, соответствия истине, исторической правде. Сильно возросла роль моральных критериев.
Методологическими источниками исследования в наши дни являются труды ведущих отечественных и зарубежных ученых. В области психологии исчезли термины-ярлыки: реакционные ученые, псевдонаучные достижения. Методы исследования определяются характером исследуемого объекта.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.