Методическое пособие для подготовки к семинарам по курсу «Методологические основы психологии», страница 8

Обратимся к некоторым историческим аспектам развития научного знания в Европе.

В период античности в Древней Греции мудрость считалась высшей добродетелью. Мудрецы-софисты помогали правителям манипулировать толпой. Они породили дедуктивную логику – путь познания от общего к частному. Пифагор ввел понятие числа, меры, т.е. говорил о количестве, очищенном от качества. Он же употреблял слово «дискретное» в значении «без содержания». Иррациональные числа были выведены из геометрии. Великий Аристотель осуществлял классификацию разных понятий, устанавливал причинно-следственные связи, используя термин «каузальность» в значении «причинность». Он же ввел в науку понятие конечной причины, которую назвал смыслом. Аристотель утверждал, что именно материальные причины заставляют действовать человека. В период Средневековья появилась книга «Устройство мира», написанная Фомой Аквинским, умело соединявшем религиозные и научные подходы.

Огромные изменения произошли в Европе в период Возрождения, когда появились торгово-денежные отношения и возникла новая философия. Считается, что тогда произошла первая научная революция в Европе, на историческую арену вышли новые страны: Голландия, Англия, финансовая элита купцы, капиталисты были заинтересованы в развитии научного знания. Коперник создал впервые гелиоцентрическую модель Земли (Гелиос – солнце); до него существовала геоцентрическая модель (Гео – Земля), это было очень важно для навигации. В XVI – XVII веках развивалась техника, появились доменные печи, выплавляли чугун, использовали каменный уголь. Галилей смастерил телескоп, доказывал движение Земли. Гарвей открыл кровообращение демонстрировал роль сердца. Френсис Бэкон создал индуктивную методологию – изучение частного, проведение экспериментов и на их основе подведение итогов, умение делать выводы. В XVII было создано в Великобритании первое научное королевское общество. Декарт разложил общее на части, установил два начала во Вселенной: материальное и духовное. По его мнению наука должна изучать первопричины, которых суть три:

-протяженность;

-плотность;

-местоположение.

Он же близок к психологическому подходу, доказывая, что вторичные качества зависят от нашего восприятия; что феномены – любовь, страсть – следует отдать Религии, а точнее науки отделить от Бога. Ньютон изучал проблемы оптики, цветовой спектр, магнетизм, движение планет, разрабатывал законы механики.

Можно говорить о трех фазах научного знания в Европе: I фаза Греция; II фаза Средневековье; III фаза Буржуазия. XVIII век был назван веком машин, был изобретен паровой двигатель. Было осуществлено разделение наук на те, которые имеют прикладное значение: физика, астрономия, кровообращения и те, в которых описание. В этот период работали специалисты во всех областях знаний, такие как Ньютон, Лейбниц, Ломоносов. Это было возможно, так как сумма научных знаний была сравнительно невелика. Возникли научные сообщества в Англии, Франции, появились Академии Наук, в том числе и в России. Можно считать, что до Ньютона была преднаука, а после него возникло множество новых научных направлений, таких как гидравлика, астрономия, артиллерийское дело, мореплавание. Только  в XVIII веке появились учебники, науку стали называть исследованиями, опирающимися на прошлые достижения.

XIX век расширил приемы научных исследований, но особое место занял научный анализ, включавший:

1.  расчленение объекта на элементы

2.  понимание того, как работает каждая деталь, каждый элемент

3.  собирание всего заново в целое.

Так возникла стандартная схема научного исследования. Два направления научного мышления: редукционизм – сведение всего к конечным и неделимым элементам и детерминизм – выявление причинно-следственных связей. Научная картина мира носила механистический характер.

XX векнауки начинают соединяться, появляется системный подход, большое влияние приобретают диалектические законы по Гегелю:

- переход количества в качество

- борьба и единство противоположностей